Презентация, доклад по математике на тему ЕГЭ Задача № 19-теория чисел часть 2 (11 класс)

Содержание

Почему же задача №19 считается (и, в общем-то, является) самой сложной на ЕГЭ по математике? Она нестандартна. Она требует математической культуры — умения грамотно строить рассуждения. Учиться культурно рассуждать можно и обязательно нужно. Задача №19 предоставляет

Слайд 1Теория чисел Задача № 19 часть -2 Числовые множества
Готовимся к ЕГЭ

Теория чисел Задача № 19 часть -2 Числовые множестваГотовимся к ЕГЭ

Слайд 2Почему же задача №19 считается
(и, в общем-то, является) самой сложной

на ЕГЭ по математике?
Она нестандартна.
Она требует математической культуры — умения грамотно строить рассуждения.
Учиться культурно рассуждать можно и обязательно нужно.
Задача №19 предоставляет для этого отличную возможность.

Надо мыслить
нестандартно

Почему же задача №19 считается (и, в общем-то, является) самой сложной на ЕГЭ по математике? Она нестандартна.

Слайд 3Числовые множества
Рациональные числа
2
Иррациональные числа
3
Действительные числа
4

Числовые множестваРациональные числа2Иррациональные числа3Действительные числа4

Слайд 4Натуральные и целые числа
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,

9, 10, 11, 12, … –
ряд натуральных чисел N или (Z+)

-1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10, -11, … –
ряд противоположных натуральным чисел Z–

…, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, … –
ряд целых чисел Z (Z+ и Z– и 0)

Натуральные и целые числа1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, … –

Слайд 5Обозначения
Факториал: n! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4

∙ 5 ∙ … ∙ (n – 3)(n – 2)(n – 1)n

Примеры: 6! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 = 720

2! = 1 ∙ 2 = 2

1! = 1

0! = 1

Обозначения Факториал: n! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ … ∙ (n

Слайд 6Простейшие примеры

Простейшие примеры

Слайд 7Задумано несколько целых чисел. Набор этих чисел и их все возможные

суммы (по 2, по 3 и т.д.) выписываются на доску в порядке неубывания. Например, если задуманы числа 2; 3 и 5, то на доске будет набор 2; 3; 5; 5; 7; 8; 10.
а) На доске выписан набор : -11; -7; -5; -4; -1; 2; 6. Какие числа были задуманы?
б) Для некоторых задуманных различных чисел в наборе, выписанном на доске, число 0 встречается ровно 4 раза. Какое наименьшее количество чисел было задумано?
в) Для некоторых задуманных чисел на доске выписан набор. Всегда ли можно по этому набору однозначно определить задуманные числа?

Ответ: а) -7, - 4, 6; б) 5; в) нет (см. решение далее)

А теперь задачи уровня ЕГЭ…

Задумано несколько целых чисел. Набор этих чисел и их все возможные суммы (по 2, по 3 и

Слайд 8Решение: а) Дополнительная информация:
Если задумано n чисел, то объём набора

равен 2n - 1.
Ведь, по сути, мы рассматриваем всевозможные подмножества n-элементного множества (а их всего 2n ), за исключением пустого множества. Если задумано три числа, то набор состоит из семи чисел; Допустим, что задуманы одно отрицательное число a и два положительных.
Пусть а = -11. Поскольку все остальные числа набора должны быть больше a. Но тогда задумано число 2 ( -11 + 2 = -9), а его нет в наборе, или задумано число 6 ( -11 + 6 = -5), это число есть в наборе, но другого положительного, большего 6 нет. Противоречие показывает, что задуманы два отрицательных числа и одно положительное.
Подходит -7, - 4, 6.
б) Пусть задуманы три числа. Четырех нулей среди них быть не может, поскольку среди задуманных чисел возможен набор из 0 и двух противоположных чисел, тогда появятся только три нуля. Пусть задуманы четыре числа. Опять могут появиться только три 0.
Две пары противоположных чисел могут дать нам три 0. Другие варианты – это такой же случай, как с тремя задуманными числами. Если задуманы пять чисел, то четыре 0 в полученном наборе возможен. Например, две пары противоположных чисел и 0.
в) задуманные числа не всегда можно однозначно восстановить по набору. Например, задумаем сначала числа -3, 1, 2, а потом числа 3, - 1, -2. В обоих случаях получим один и тот же набор -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3. Взяли числа, дающие в сумме нуль, а потом поменяли у них знаки — набор не изменился.

А теперь задачи уровня ЕГЭ…

Решение: а) Дополнительная информация: Если задумано n чисел, то объём набора равен 2n - 1. Ведь, по

Слайд 9Каждое из чисел 1, -2, -3, 4, -5, 7, -8, 9,

10, -11 по одному записывают
на 10 карточках. Карточки переворачивают и перемешивают. На их чистых сторонах заново пишут по одному каждое из чисел 1, -2, -3, 4, -5, 7, -8, 9, 10, -11. После этого числа на каждой карточке складывают, а полученные 10 сумм перемножают.
а) Может ли в результате получиться 0?
б) Может ли в результате получиться 1?
в) Какое наименьшее целое неотрицательное число может в результате получиться?

Ответ: а) нет; б) нет; в) 4 (см. решение далее)

А теперь задачи уровня ЕГЭ…

Каждое из чисел 1, -2, -3, 4, -5, 7, -8, 9, 10, -11 по одному записываютна 10

Слайд 10Решение: а) это невозможно, так как в данном наборе ни для

какого числа
нет ему противоположного по знаку, нет ни одного множителя, равного 0. Значит, 0 в произведении получиться не может.
б) в произведении каждый множитель должен быть нечётным, чтобы в результате получилось нечетное число.
Следовательно, для каждого числа в паре должно быть одно число чётное, а другое нечётное. Однако из условия вытекает, что указанная последовательность содержит 4 чётных числа и 6 нечётных. Делаем вывод, что два множителя обязательно будут чётными, значит и произведение обязательно будет четным. В частности, 1 получиться не может.
в) а = (1 - 2)( -2 + 1)( -3 + 4)(4 - 3)( -5 + 7)(7 - 5)( -8 + 9)(9 - 8)(10 - 11)( -11 + 10) = 4:
Следовательно, наименьшее неотрицательное значение равно 4. (Логика возможного набора чисел на карточках понятна – суммы должны принимать наименьшие значения).

А теперь задачи уровня ЕГЭ…

Решение: а) это невозможно, так как в данном наборе ни для какого числанет ему противоположного по знаку,

Слайд 11Рациональные числа
Любое рациональное число можно записать в виде конечной десятичной дроби

или в виде бесконечной десятичной периодической дроби.

Рациональные числа – это числа вида ,
где m – целое число, а n – натуральное.
Q - множество рациональных чисел.

Примеры:
6 = 6,000… = 6,(0); 7,432 = 7,432000… = 7,432(0).

= 0,17(857142); = 0,(285714);

Рациональные числаЛюбое рациональное число можно записать в виде конечной десятичной дроби или в виде бесконечной десятичной периодической

Слайд 12Рациональные числа
Верно и обратное утверждение:
Любую бесконечную десятичную периодическую дробь можно представить

в виде обыкновенной дроби.
Рациональные числаВерно и обратное утверждение:Любую бесконечную десятичную периодическую дробь можно представить в виде обыкновенной дроби.

Слайд 13Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :
Пусть х

= 1,(23) = 1,23232323…
Умножим х на 100, чтобы запятая переместилась вправо на один период:
100х = 123,232323…
х = 1,232323…
100х – х = 122,000000…
Т.е. 99х = 122, откуда х =

Пример (1 способ):


Простейшие примеры

Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :Пусть х = 1,(23) = 1,23232323…

Слайд 14Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :
Пусть 1,(23)

= 1,232323… = 1 + 0,23 + 0,0023 + 0,000023 + …
Рассмотрим эту сумму 1 и суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии: S = 1 + S1, где S1 = b1 / (1 – q) – формула суммы бесконечно убывающей прогрессии со знаменателем q = 0,01, и первым членом b1 = 0,23:
S1 = =
S = 1 + =

Пример (2 способ):

Простейшие примеры

Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :Пусть 1,(23) = 1,232323… = 1 + 0,23

Слайд 15Простейшие примеры

Простейшие примеры

Слайд 16Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 17Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 18Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 19Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 20Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 21Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 22Задача №19 ЕГЭ-2018

Задача №19 ЕГЭ-2018

Слайд 23Иррациональные числа

Иррациональные числа

Слайд 24Иррациональные числа

Иррациональные числа

Слайд 25Среди рациональных чисел нет такого, квадрат которого равен 2.
Иррациональные числа

Среди рациональных чисел нет такого, квадрат которого равен 2.Иррациональные числа

Слайд 26Иррациональные числа

Иррациональные числа

Слайд 27Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают

R.

Иррациональные и действительные числа

Термины «рациональное число», «иррациональное число» происходят от латинского слова ratio – разум (буквальный перевод: «рациональное число – разумное число», «иррациональное число – неразумное число»).

Примеры:

Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают R.Иррациональные и действительные числаТермины «рациональное число»,

Слайд 28Если к положительным бесконечным десятичным дробям (периодическим и непериодическим) присоединить противоположные

им числа и число нуль, то получится множество чисел, которые называют действительными числами.

Множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел.

Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают R.

Действительные числа

Если к положительным бесконечным десятичным дробям (периодическим и непериодическим) присоединить противоположные им числа и число нуль, то

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть