Слайд 1Старинные задачи
МБОУ Вятская СОШ Коряковцева Нина Владимировна
Слайд 2«История – учитель жизни, вестник старины»
Марк Юлий Цицерон, политик, философ, оратор,
I в. до н.э.
Слайд 3Старинная задача – шутка.
Шесть рыбаков съели шесть судаков за шесть дней.
За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? (Аппетиты у всех одинаковы).
Ответ: за 6 дней.
Слайд 4Решение
Один рыбак съел 1 судака за 6 дней, а 10 рыбаков
съедят за 6 дней в 10 раз больше, то есть 10 судаков. Значит 10 рыбаков съедят 10 судаков за 6 дней.
Ответ: за 6 дней.
Слайд 5Старинная задача на движение
Из деревни в город отправился мужик на санях
со скоростью 9 км/ч. За ним увязалась собака, которая постоянно бегает вокруг со скоростью 12 км/ч. Сколько километров пробежит собака, если от деревни до города 27 км?
Ответ: 36 км.
Слайд 6Решение
I способ.
1)27:9=3(часа) - был в пути крестьянин (собака бежала столько
же времени вслед за хозяином).
2)12х3=36(км) - пробежала собака.
II способ.
Скорость и пройденный путь связаны прямой пропорциональной зависимостью, 9:12=27:х, х=27х12:9
х=27:9х12=36 (км).
Слайд 7Задача-шутка из рукописи ХVIIвека.
Лев съел овцу в два часа, волк –
за 2 часа, а пёс съел овцу в три часа. Ино хочешь ведати: все три – лев, волк и пёс – овцу съели вместе вдруг и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми?
Ответ: 6/11 часа
Слайд 8В рукописи предлагается такой приём решения:
За 12 часов лев съедает 12 овец,
волк – 6, а пёс – 4. Всего же они съедают за 12 часов 22 овцы; следовательно, в час они съедают 22/12=11/6 овцы, а одну овцу вместе – в 6/11 часа.
Слайд 9Пифагор
Мыслитель Древней Греции
Слайд 10Задача древней Греции
- Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою
школу и слушают твои беседы?
- Вот сколько, - ответил философ, - половина изучает математику, четверть - музыку, седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.
Ответ: 28.
Слайд 11Решение 1
1/2+1/4+1/7=25/28- доля всех мужчин,
1-25/28=3/28 -доля всех женщин, их было 3,
значит: 1 человек - 1/28,
таким образом, в школе мудреца было 28 учеников.
Слайд 12Решение 2
Если взять за х всех учеников, то 1/2х- изучает математику,
1/4х - изучает музыку, 1/7х - пребывает в молчании. Получаем уравнение:
1/2х+1/4х+1/7х+3=х,
25/28х+3=х,
3/28х=3,
х = 3:3/28=3х28/3=28.
Слайд 13Старинная задача из Египта (2000 лет до н. э.)
Приходит пастух с
70 быками. Счётчик скота спрашивает его: «Сколько скота приводишь ты из своего многочисленного стада?» Ему сказано пастухом: «Я привёл тебе две трети от трети скота; определи, сколько скота в стаде».
Решение.
(70:1/3):2/3=315
Ответ: 315.
Слайд 14Войтяховский Ефим Дмитриевич, 1794 г.
Слайд 15Задача Ефима Войтяховского из «Курса чистой математики»
На вопрос: который час? –
ответствовано: 2/5 прошедших часов от полуночи до сего времени равны 2/3 остальных до полудни. Спрашивается число часов того времени.
Если сейчас х часов, то есть прошло времени от полуночи х часов, то до полудня осталось (12 – х) часов.
По условию задачи: 2/5х = 2/3(12 – х), решая это уравнение получаем 7 часов 30 минут.
Ответ: 7 ч. 30 мин.
Слайд 17Задача Л.Ф. Магницкого.
Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а
с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особенно выпьет ту же кадь?
Ответ: 35 дней.
Слайд 19«Загадочная копейка»
(задача Л.Н. Толстого)
Две торговки продавали сливы. У каждой было
по 30 слив. Одна отдавала за копейку 2 сливы, другая – 3 сливы. Торговки решили соединить все сливы вместе и продавать 5 штук за 2 копейки. Одна торговка по первоначальному расчёту должна была получить 15 копеек, а другая - 10 копеек. Однако за 60 слив они получили только 24 копейки, так как 60:5=12, 122=24. Куда девалась одна копейка?
Слайд 20Решение
Стоимость одной сливы у первой торговки составила ½ копейки, а у
второй – 1/3 копейки.
Новая цена, которую они определили вместе составила 2/5 копейки. Убыток у первой торговки получился с каждой сливы ½ - 2/5 = 1/10 копейки, а у второй прибыль в цене с каждой сливы 2/5 – 1/3 = 1/15 копейки.
1/10 – 1/15 = 1/30 убыток на двоих, по 1/10 копейки с 30 слив получаем 3 копейки убытка и по 1/15 копейки с 30 слив получаем прибыль в 2 копейки.
Общий итог на двоих: 3 - 2=1 копейка убытка.
Слайд 21Леонард Эйлер
Математик, физик, механик, астроном.
XVIII век
Слайд 22Задача Леонарда Эйлера
Трое господ при входе в ресторан отдали швейцару свои
шляпы, а при выходе получили их обратно. Сколько существует вариантов, при которых каждый из них получил чужую шляпу?
Слайд 23Решение
Число возможных перемещений шляп на головах равно 1х2х3=6, исключаем один возможный
случай получения своих шляп: 6-1=5.
Слайд 24Старинная французская задача (XVII век)
Трое имеют по некоторой сумме каждый. Первый даёт
из своих денег двум другим столько, сколько есть у каждого. После него второй даёт двум другим столько, сколько есть у каждого. Наконец, и третий даёт двум другим столько, сколько есть у каждого. После этого у каждого оказывается по 8 экю (монет). Сколько денег было у каждого вначале?
Слайд 25Решение
Всего монет было 24. Третий отдал первому и второму столько, сколько
у них было, а так как у них стало по 8, то отдал он им по 4 монеты, значит у него было 16 монет. У первого и второго было по 4 монеты.
Перед этим второй отдал первому 2 монеты и второму 8, значит, у первого было 2 монеты, у второго – 14, у третьего – 8.
Наконец, возвращаемся к началу обмена: первый отдал второму 7, третьему – 4 и у него осталось 2. Значит, в начале у первого было 13 монет, у второго 7 монет и у третьего 4 монеты. Проверяем: 13 + 7 + 4 = 24 монеты было у троих вместе.
Слайд 26Где спрятан клад?
Генри нашёл на чердаке план острова, на котором его
дед Родригес закопал свои сокровища. На плане были изображены дороги, указано место, куда нужно поставить корабль, а остальное было непонятно: какие-то буквы a, b, c, d и надпись: "Двигайся adadcbbaabcdcdadc". Где спрятаны сокровища?
Слайд 27Решение
Направления adcb, abcd и cbad приводят на тот же перекрёсток, с
которого начинался путь. Эти наборы букв можно удалить из записи. Остаётся adbac, но пути ad и ac приведут на тот же перекрёсток. Остаётся только направление а. Надо сойти с корабля и пройти по направлению а до первого перекрёстка.
Слайд 28Источники
Задачи из журнала «Математика в школе» разных лет издания