Слайд 2Что такое софизм?
Софизм - Софизм - (от
греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Слайд 3Немного из истории софизма.
Софизмы существуют и обсуждаются более двух тысячелетий, причем
острота их обсуждения не снижается с годами.
В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости в математических рассуждениях и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Роль софизмов в развитие математики сходна с той ролью, какую играли непреднамеренные ошибки в математических доказательствах, допускаемые даже выдающимися математиками.
Слайд 4Немного из истории софизма.
Возникновение софизмов обычно связывается с
философией софистов, которая их обосновывала и оправдывала.
Термин “софизм” впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость.
Слайд 5Классификация ошибок.
Логические
Терминологические
Психологические причины
Слайд 6Логические ошибки.
Так как обычно вывод может быть
выражен в силлогистической форме, то и всякий софизм может быть сведён к нарушению правил силлогизма.
Слайд 7Терминологические ошибки.
Неточное или неправильное словоупотребление
и построение фразы, более сложные софизмы проистекают из неправильного построения целого сложного хода доказательств, где логические ошибки являются замаскированными неточностями внешнего выражения.
Слайд 8Психологические ошибки.
Правдоподобность софизма зависит от
ловкости того, кто защищает его, и уступчивости оппонента, а эти свойства зависят от различных психологических особенностей обеих индивидуальностей.
Слайд 9Формула успешности софизма.
Успешность софизма определяется следующей формулой:
a + b +
c + d + e + f,
где (a + с + е) составляет показатель силы диалектика, (b + d + f) есть показатель слабости его жертвы.
а - отрицательные качества лица (отсутствие развития способности управлять вниманием).
b - положительные качества лица (способность активно мыслить)
с - аффективный элемент в душе искусного диалектика
d - качества, которые пробуждаются в душе жертвы софиста и омрачают в ней ясность мышления
е - категоричность тона, не допускающего возражения, определённая мимика
f - пассивность слушателя
Слайд 10«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его
немного занимательным», - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль.
Слайд 11Сборник задач.
Алгебраические софизмы
Геометрические софизмы
Тригонометрические софизмы
Слайд 12Алгебраические софизмы.
Все числа равны между собой
Докажем, что 5=6.
Запишем равенство:
35+10-45=42+12-54
Вынесем за
скобку общие
множители: 5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).
Разделим обе части этого равенства на
общий множитель (он заключен в скобки):
5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).
Значит, 5=6.
Слайд 13«Дважды два - пять»
«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5. Вынесем
из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или 2*2=5 Так как 1:1=1 , то сократим и получим. Где ошибка?
Слайд 14Проверим Разбор софизма .
Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из
левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).
Слайд 15« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»
Пусть а дм - длина спички
и b дм - длина столба. Разность между b и a обозначим через c . Имеем b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b 2 - ab = ca + c 2 . Вычтем из обеих частей bc. Получим: b 2 - ab - bc = ca + c 2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.
Где ошибка???
Слайд 16Проверка.
проверим В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а
этого делать нельзя, так как b-a- c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.
Слайд 17 «5=6»
Попытаемся доказать, что 5=6.
С этой целью возьмем числовое тождество
35+10-45=42+12-54
Вынесем
общий множитель
5(7+2-9)=6(7+2-9)
Сократим обе части
5=6
Что и требовалась доказать!
Слайд 184 рубля=40000 копейки.
Возьмем верное равенство
( 2 руб. = 200 коп.
)^2
4 руб. = 40000 коп.
Что и требовалось доказать!
Слайд 19Любое, отличное от нуля, число равно противоположному ему числу.
Пусть a
не равно 0
Противоположное число обозначим x
Тогда: a=x / * (-4a)
-4a^2 = -4ax
-4a^2 + 4ax = 0 / +x^2
x^2-4a^2 +4ax = x^2
(x-2a)^2 = x^2
Что и требовалось доказать!
x-2a=x
Т.к. x=a
a-2a = a
-a = a
Слайд 20Геометрические софизмы.
Рассмотрим треугольник ABC. Проведем прямую MN параллельно AB
так, как показано на рисунке. Теперь для любой точки L стороны AB проведем прямую CL, которая пересечет MN в точке K. Таким образом установим однозначное соответствие между отрезками AB и MN, т.е. они оба содержат одинаковое количество точек. Значит, имеют одинаковую длину.
Слайд 21Тригонометрические софизмы.
Бесконечное большое число равно нулю
Если острый угол увеличивается.
Приближаясь к 900 как к пределу, то его тангенс, как известно, неограниченно растёт по абсолютной величине, оставаясь положительным: tg900 = +∞. (1)
Но если взять тупой угол и уменьшить его, приближая к 900 как к пределу, то его тангенс, оставаясь отрицательным, также неограниченно растёт по абсолютной величине: tg900 = - ∞. (2)
Сопоставим формулы (1) и (2): - ∞ = +∞
+∞ +∞ = 0
∞ = 0
Слайд 22Заключение.
Рассмотрев софизмы, мы узнали многое из мира логики. Даже
небольшое представление о софизмах значительно расширяет кругозор. Многие вещи, кажущиеся сначала необъяснимыми, выглядят совсем по-иному. Жаль, что в школьном курсе математики не изучаются основы логики. Логическое мышление — ключ к пониманию происходящего, недостаток его сказывается во всем.