Презентация, доклад по математике Абсурды и парадоксы математики

Содержание

Что такое софизм? Софизм - Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был

Слайд 1Совизмы

ф

Совизмы ф

Слайд 2Что такое софизм?
Софизм - Софизм - (от

греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок. 
Что такое софизм?    Софизм - Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка,

Слайд 3Немного из истории софизма.















Софизмы существуют и обсуждаются более двух тысячелетий, причем

острота их обсуждения не снижается с годами.


В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости в математических рассуждениях и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Роль софизмов в развитие математики сходна с той ролью, какую играли непреднамеренные ошибки в математических доказательствах, допускаемые даже выдающимися математиками.

Немного из истории софизма.Софизмы существуют и обсуждаются более двух тысячелетий, причем острота их обсуждения не снижается с

Слайд 4Немного из истории софизма.
Возникновение софизмов обычно связывается с

философией софистов, которая их обосновывала и оправдывала.
Термин “софизм” впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость.
Немного из истории софизма.   Возникновение софизмов обычно связывается с философией софистов, которая их обосновывала и

Слайд 5Классификация ошибок.
Логические
Терминологические
Психологические причины

Классификация ошибок.ЛогическиеТерминологическиеПсихологические причины

Слайд 6Логические ошибки.
Так как обычно вывод может быть

выражен в силлогистической форме, то и всякий софизм может быть сведён к нарушению правил силлогизма.
Логические ошибки.    Так как обычно вывод может быть выражен в силлогистической форме, то и

Слайд 7Терминологические ошибки.
Неточное или неправильное словоупотребление

и построение фразы, более сложные софизмы проистекают из неправильного построения целого сложного хода доказательств, где логические ошибки являются замаскированными неточностями внешнего выражения.
Терминологические ошибки.      Неточное или неправильное словоупотребление и построение фразы, более сложные софизмы

Слайд 8Психологические ошибки.
Правдоподобность софизма зависит от

ловкости того, кто защищает его, и уступчивости оппонента, а эти свойства зависят от различных психологических особенностей обеих индивидуальностей.
Психологические ошибки.      Правдоподобность софизма зависит от ловкости того, кто защищает его, и

Слайд 9Формула успешности софизма.
Успешность софизма определяется следующей формулой:
a + b +

c + d + e + f,
где (a + с + е) составляет показатель силы диалектика, (b + d + f) есть показатель слабости его жертвы.

а - отрицательные качества лица (отсутствие развития способности управлять вниманием).
b - положительные качества лица (способность активно мыслить)
с - аффективный элемент в душе искусного диалектика
d - качества, которые пробуждаются в душе жертвы софиста и омрачают в ней ясность мышления
е - категоричность тона, не допускающего возражения, определённая мимика
f - пассивность слушателя
Формула успешности софизма.Успешность софизма определяется следующей формулой: a + b + c + d + e +

Слайд 10«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его

немного занимательным», - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль.
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый

Слайд 11Сборник задач.
Алгебраические софизмы
Геометрические софизмы
Тригонометрические софизмы

Сборник задач.Алгебраические софизмыГеометрические софизмыТригонометрические софизмы

Слайд 12Алгебраические софизмы.
Все числа равны между собой
Докажем, что 5=6.
Запишем равенство:
35+10-45=42+12-54
Вынесем за

скобку общие
множители: 5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).
Разделим обе части этого равенства на
общий множитель (он заключен в скобки):
5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).
Значит, 5=6.
Алгебраические софизмы.Все числа равны между собойДокажем, что 5=6.Запишем равенство: 35+10-45=42+12-54Вынесем за скобку общиемножители: 5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).Разделим обе части этого

Слайд 13«Дважды два - пять»
«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5. Вынесем

из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или 2*2=5 Так как 1:1=1 , то сократим и получим. Где ошибка?
«Дважды два - пять»«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5. Вынесем из каждой части тождества общие множители

Слайд 14Проверим Разбор софизма .
Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из

левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).
Проверим Разбор софизма .Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой.

Слайд 15« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»

Пусть а дм - длина спички

и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c . Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b 2 - ab = ca + c 2 . Вычтем из обеих частей bc. Получим: b 2 - ab - bc = ca + c 2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.
Где ошибка???


« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»Пусть а дм - длина спички и b дм - длина столба.

Слайд 16Проверка.

проверим В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а

этого делать нельзя, так как b-a- c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.

Проверка.проверим В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-

Слайд 17 «5=6»
Попытаемся доказать, что 5=6.
С этой целью возьмем числовое тождество
35+10-45=42+12-54
Вынесем

общий множитель
5(7+2-9)=6(7+2-9)
Сократим обе части
5=6
Что и требовалась доказать!
«5=6»Попытаемся доказать, что 5=6.С этой целью возьмем числовое тождество 35+10-45=42+12-54Вынесем общий множитель 5(7+2-9)=6(7+2-9)Сократим обе части 5=6Что

Слайд 184 рубля=40000 копейки.
Возьмем верное равенство
( 2 руб. = 200 коп.

)^2
4 руб. = 40000 коп.
Что и требовалось доказать!
4 рубля=40000 копейки.Возьмем верное равенство ( 2 руб. = 200 коп. )^24 руб. = 40000 коп.Что и

Слайд 19Любое, отличное от нуля, число равно противоположному ему числу.
Пусть a

не равно 0
Противоположное число обозначим x
Тогда: a=x / * (-4a)
-4a^2 = -4ax
-4a^2 + 4ax = 0 / +x^2
x^2-4a^2 +4ax = x^2
(x-2a)^2 = x^2

Что и требовалось доказать!

x-2a=x
Т.к. x=a
a-2a = a
-a = a

Любое, отличное от нуля, число равно противоположному ему числу. Пусть a не равно 0Противоположное число обозначим xТогда:

Слайд 20Геометрические софизмы.
Рассмотрим треугольник ABC. Проведем прямую MN параллельно AB

так, как показано на рисунке. Теперь для любой точки L стороны AB проведем прямую CL, которая пересечет MN в точке K. Таким образом установим однозначное соответствие между отрезками AB и MN, т.е. они оба содержат одинаковое количество точек. Значит, имеют одинаковую длину.



Геометрические софизмы.  Рассмотрим треугольник ABC. Проведем прямую MN параллельно AB так, как показано на рисунке. Теперь

Слайд 21Тригонометрические софизмы.
Бесконечное большое число равно нулю
Если острый угол увеличивается.

Приближаясь к 900 как к пределу, то его тангенс, как известно, неограниченно растёт по абсолютной величине, оставаясь положительным: tg900 = +∞. (1)
Но если взять тупой угол и уменьшить его, приближая к 900 как к пределу, то его тангенс, оставаясь отрицательным, также неограниченно растёт по абсолютной величине: tg900 = - ∞. (2)
Сопоставим формулы (1) и (2): - ∞ = +∞
+∞ +∞ = 0
∞ = 0



Тригонометрические софизмы.Бесконечное большое число равно нулю  Если острый угол увеличивается. Приближаясь к 900 как к пределу,

Слайд 22Заключение.
Рассмотрев софизмы, мы узнали многое из мира логики. Даже

небольшое представление о софизмах значительно расширяет кругозор. Многие вещи, кажущиеся сначала необъяснимыми, выглядят совсем по-иному. Жаль, что в школьном курсе математики не изучаются основы логики. Логическое мышление — ключ к пониманию происходящего, недостаток его сказывается во всем.
Заключение.  Рассмотрев софизмы, мы узнали многое из мира логики. Даже небольшое представление о софизмах значительно расширяет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть