Слайд 1Проценты
вокруг нас
МБОУ «СОШ№45»
Учитель: Игнатова М.В.
Слайд 2О чем идет речь в задачах?
1. В магазине было 800 кг
картофеля. Продали 80% картофеля. Сколько килограммов картофеля осталось?
2. В двух восьмых классах 42 человека. Успевает по всем предметам 70%. Сколько человек успевает?
Слайд 3План :
Цель урока: Повторить понятие % и рассмотреть практическое применение процентов в
реальной жизни?
Слайд 41. Что такое процент ?
Всем нам знакомое слово «процент» происходит от
латинского « pro centum », что буквально означает «на сотню» или «за сотню».
Процент – это сотая часть любой величины: пути, массы, площади, количества объёма и т.л.
Действительно, сотая часть метра – сантиметр, сотая часть центнера – килограмм, сотая часть рубля – копейка.
Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как с помощью процентов можно выразить отношение между двумя величинами: частью и целым.
Слайд 5 Можно узнать в процентах количество выполненной работы, пройденного пути, почитанных страниц
книги, сахара в варенье…
Пример:
В организме взрослого человека воды – около 65%. Не трудно теперь подсчитать, сколько воды содержит ваш организм, если вы знаете свой вес.
Удобно то, что мы имеем дело не с дробями, а с целыми числами, хотя речь идёт о той же величине.
Слайд 62. История возникновения процентов
Идея выражения частей целого постоянно в одних и
тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Были известны проценты и в Индии.
Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника деньги сверх того, что брали в долг.
От римлян проценты перешли к другим народам.
Слайд 7 В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли
особо много внимания обращали на умение вычислять проценты.
В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов.
Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином.
Слайд 8 Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII века. Долгое
время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась.
Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого, принимаемого за единицу.
Слайд 93. Версия появления знака %
Предполагается, что знак произошёл в результате опечатки,
совершенной наборщиком.
В 1685 году в Париже была опубликована книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto, принятого в то время сокращения, напечатал что-то вроде современного знака %.
Так, благодаря одной ошибке, возможно, знак % и вошёл в обиход.
Слайд 104. Арифметические действия с процентами
Чтобы перевести проценты в дробь, нужно убрать знак
% и разделить число на 100.
Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно дробь умножить на 100 и добавить знак %.
Чтобы перевести обыкновенную дробь в проценты, нужно сначала превратить её в десятичную дробь.
Слайд 11Перевести проценты в дробь
2%=
55%= 100%=
2. Переведите десятичную дробь в проценты: 0,5 = 1,27= 0,41=
3. Переведите обыкновенную дробь в проценты: ⅛= ¼= 2/5=
Ответы:1. 0,02; 0,55; 1
2. 50%; 127%; 41%
3. 12,5% ; 25%; 40%
Слайд 12
Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями.
Поэтому стоит запомнить
несколько простых равенств:
половина - 50%
четверть - 25%
три четверти - 75%
одна пятая - 20%
Если мы говорим о некоторой заданной совокупности – она принимается за 100%.
Например, если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за 100%.
Слайд 135. Три типа задач на проценты
Задачи с процентами можно решить разными
способами: уравнением, составлением таблицы, применяя пропорцию, по действиям, используя правила.
Нахождение процентов от числа
Чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь.
Например : 20% от 45 кг пшеницы равны 45*0,2=9 кг.
Слайд 14 Нахождение числа по его проценту
Чтобы найти число по его проценту, надо
часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь.
Например : если 8% от длины бруска составляют 2,4 см, то длина всего бруска 2,4:0,08=30 см.
Нахождение процентного отношения чисел
Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100%.
Например : 9 г соли в растворе массой 180 г составляют 9:180*100% = 5%.
Слайд 156. Проценты и повседневная жизнь
Знания процентов нужны при походе в магазин !
Термины: “скидка”, “распродажа”, “повышение цены” и др - задачи на проценты.
Задача 1: Мебельный гарнитур стоил 25 000 рублей. Какова будет его цена, если в связи с рождественскими праздниками, в магазине объявлена скидка на 10% на всю мебель?
Ответ: 22500 (руб.) новая цена гарнитура.
Слайд 16 Задача 2:
Некоторый товар сначала подорожал на 10%, а затем во
время распродажи подешевел на 10%. Изменилась ли его цена?
Ответ: цена уменьшилась на 1%.
Слайд 177. Проценты и наука
Задача 1 :
Сколько кг соли в 10 кг соленой
воды, если %-е содержание соли 15%?
Ответ: 1,5 кг.
Физикам и химикам часто приходится решать задачи на сплавы или смеси, связанные с понятиями «концентрация», «процентное содержание», «проба», «влажность».
Процентное содержание вещества в растворе, иногда называют %-м раствором, например, 15%-й раствор соли.
Слайд 18 Процентное содержание вещества в сплаве – это часть, которую составляет вес
данного вещества от веса всего сплава.
Задача 2 :
Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве?
Ответ: 40% олова, 60% цинка.
Слайд 19 Применение % при решении физических задач.