Слайд 1Тема урока
«Решение неравенств с одной переменной»
Выполнил
учитель математики МБОУ СОШ
№10 им. Б.Ф. Сафонов, г. Мончегорск
Калиниченко Е.В.
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
ввести понятия «решение неравенства», «равносильные неравенства»;
познакомить со свойствами равносильности неравенств;
рассмотреть
решение линейных неравенств вида ах > b, ax < b, обращая специальное внимание на случаи, когда a < 0 и a = 0;
научить решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства равносильности;
формировать умение работать по алгоритму; развивать логическое мышление, математическую речь, память.
Слайд 3План урока
Решение неравенств. Равносильные неравенства.
Решение линейных неравенств.
Слайд 4Контроль усвоения материала
Вариант 1.
Найдите пересечение и объединение промежутков (-5;1]
и [-2;3], используя координатную прямую.
Перечислите элементы пересечения трех множеств: А, В и С, если А – множество натуральных двузначных чисел, В – множество чисел, кратных 4, С – множество чисел, кратных 7.
Вариант 2.
Найдите пересечение и объединение промежутков [-6;2) и (-3;1], используя координатную прямую.
Перечислите элементы пересечения трех множеств: А, В и С, если А – множество натуральных двузначных чисел, В – множество чисел, кратных 5, С – множество чисел, кратных 9.
Слайд 5Тема урока
«Решение неравенств с одной переменной»
Задание 1. Зная, что a
< b, поставьте соответствующий знак < или >, чтобы неравенство было верным:
а) -5а □ - 5b; б) 5а □ 5b; в) a – 4 □ b – 4; г) b + 3 □ a +3.
Задание 2. Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число: - 10; - 6,5; - 4; - 3,1?
Задание 3. Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:
а) [-1; 4]; б) (- ∞; 3); в) (2; + ∞).
Слайд 6История возникновения понятия «неравенство»
Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Например, Архимед
(III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа.
Ряд неравенств приводит в своём трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического.
В 1631 году английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства < и >, употребляемые и поныне.
Символы и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром.
Слайд 7Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его
в верное числовое неравенство.
Является ли число 2; 0,2 решением неравенства: а) 2х – 1 < 4; б) - 4х + 5 > 3?
Только ли числа 2 и 0,2 являются решением неравенства 2х – 1 < 4? Приведите пример.
Решить неравенство –
значит найти все его решения или доказать, что их нет.
Слайд 8Неравенства, имеющие одни и те же решения, называют равносильными.
Неравенства, не
имеющие решений, тоже считают равносильными.
Слайд 9Пример 1. Решим неравенство 3(2х – 1) > 2(х + 2)
+ х + 5.
Раскроем скобки: 6х – 3 > 2х + 4 + х + 5.
Приведём подобные слагаемые: 6х – 3 > 3х + 9.
Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а
в правой - без переменной: 6х – 3х > 9 + 3.
Приведём подобные слагаемые: 3х > 12.
Разделим обе части неравенства на положительное число 3,
Сохраняя при этом знак неравенства: х > 4.
4
Ответ: (4; + ∞)
Слайд 10В каждом из рассмотренных примеров мы заменяли заданное неравенство равносильным ему
неравенством вида ах > b или ах < b, где а и b – некоторые числа: 5х ≤ 15, 3х > 12, - х > 12. Неравенства такого вида называют линейными неравенствами с одной переменной.
В приведённых примерах коэффициент при переменной не равен нулю.
Слайд 11Рассмотрим на конкретных примерах решения неравенств ах > b или ах
< b при а = 0.
Пример 1. Неравенство 0 • х < 48 верно при любом значении х, т. к. при любом х левая часть неравенства обращается в нуль, а нуль меньше любого положительного числа.
Пример 2. Неравенство 0 • х < - 7 неверно при любом значении х, т. е. не имеет решений, т. к. при любом х в левой части получается нуль, а нуль больше любого отрицательного числа.
Таким образом, линейное неравенство вида 0 • х < b или 0 • х > b, а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений, либо его решением является любое число.
Слайд 12Алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной.
Раскрыть скобки и привести
подобные слагаемые.
Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки.
Привести подобные слагаемые.
Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю.
Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой.
Записать ответ в виде числового промежутка.
Слайд 13РЕФЛЕКСИЯ
Что нового мы узнали на уроке?
Помог ли урок продвинуться в знаниях,
умениях, навыках по предмету?
Слайд 14Домашнее задание
Изучить п. 34 (выучить определения, свойства и алгоритм решения).
Выполнить №
835; №836(д – м); № 841.