Слайд 1Экстремумы функций.
«Применение производной к исследованию функций»
Слайд 2Цели урока:
Образовательная:
- систематизировать знания и создать
разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений
Развивающая:
- способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать математическое мышление, речь
Воспитательная:
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться
Слайд 3Памятка.
Метод интервалов.
Основные положения:
1. Знак произведения (частного) однозначно определяется знаками сомножителей (делимого
и делителя).
2. Знак произведения не изменяется (изменится на противоположный), если изменить знак у четного (нечетного) числа сомножителей.
3. Знак линейной функции с ненулевым угловым коэффициентом и знак квадратичной функции справа от большего (или единственного) корня совпадают со знаком их старшего коэффициента.
4. Если строго возрастающая (убывающая) функция имеет корень, то справа от корня она положительна (отрицательна) и при переходе через корень меняет знак.
Замечания:
1. В случае отсутствия корней знак квадратичной функции совпадает со знаком ее старшего коэффициента на всей области определения этой функции.
2. Положение 3 и замечание 1 справедливы для многочлена любой степени.
Слайд 4Проверка домашнего задания.
Найти производную функции:
а) 3х -2х+5;
б) х²*Sin x.
2. Найти значения
х, в которых значение функции равно 0, если:
а) f(x)=5x²+3x;
б) f(x)=х*е²;
в) f(x)=2х³-4х².
3. Решить неравенство:
а) 15х+1≥0;
б) х(х-3)<0;
в) (х-1)/х>0.
Слайд 5 Работа с графиком.
Рассмотрим рисунок, на котором изображен график функции
y=x³-3x². Рассмотрим окрестность точки х=0, т.е.некоторый интервал, содержащий эту точку. Из рисунка видно, что такая окрестность существует и наибольшее значение функция принимает в точке х=0. Эту точку называют точкой максимума. Аналогично точку х=2 называют точкой минимума, так как функция в этой точке принимает значение меньшее, чем в любой точке окрестности х=2.
Слайд 6Нужно запомнить:
Точка х0 называется точкой максимума функции
f(x), если существует такая окрестность точки х0, что для всех х отличных от х0 из этой окрестности выполняется неравенство
f(x)(рисунок 1)
Точка х0 называется точкой минимума функции f(x), если существует такая окрестность точки х0, что для всех х отличных от х0 из этой окрестности выполняется неравенство
f(x)>f(х0 ).
(рисунок 2)
Точки максимума и точки минимума называются точками экстремума.
Слайд 7Немного из истории математики:
Пьер Ферма.
(1601 – 1665)
Работа советника в городском парламенте Тулузы не мешала Ферма заниматься математикой. Постепенно он приобрел славу одного из первых математиков Франции. Он соперничал с французским ученым Р. Декартом в создании аналитической геометрии, общих методов решения задач на максимум и минимум. Его приемы построения касательных к кривым, вычисления площадей криволинейных фигур, вычисления длин криволинейных прокладывали дорогу к созданию дифференциального и интегрального исчислений. С работ Ферма началась новая математическая наука - теория чисел.
Слайд 8Теорема Ферма.
Если х0 – точка экстремума дифференцируемой функции f(x),
то f (х)=0.
Теорема Ферма имеет наглядный геометрический смысл: касательная к графику функции у =f(x) в точке (х0; f(х0)), где х0 – точка экстремума функции у =f(x), параллельна оси абсцисс, и поэтому ее угловой коэффициент f (х) равен нулю.
Слайд 9Стационарные и критические точки
Точки, в которых производная
функции равна нулю, называются стационарными, т.е. если f (х)=0, то этого недостаточно, чтобы утверждать, что х - точка экстремума.
Точки, в которых функция имеет производную, равную нулю, или недифференцируема, называются критическими точками этой функции.
Рассмотрим функцию f(x)=x³. Ее производная f ′ (х)=3х², f (х)=0. Однако х=0 не является точкой экстремума, так как функция возрастает на всей числовой оси (рисунок 1).
Сформулируйте достаточное условие того, что стационарная точка является точкой экстремума.
Слайд 10Теорема: Пусть функция f(x) дифференцируема на интервале (а; b), х0 є
(а; b), и f (x)=0.
Тогда:
1) если при переходе через стационарную точку х0 функции f(x) ее производная меняет знак с «плюса» на «минус», т.е. f (x)>0 слева от точки х0 и f (x)<0 справа от точки х0, то х0 точка максимума функции f(x) (рисунок 1).
2) если при переходе через стационарную точку х0 функции f(x) ее производная меняет знак с «минуса» на «плюс», то х0 точка минимума функции f(x) (рисунок 2).
Слайд 11План нахождения экстремум функции.
1. Найти производную функции.
2. Найти стационарные точки функции,
т.е. производную приравнять к нулю.
3. Используя метод интервалов выяснить, как меняются знаки производной.
4. По знакам перехода функции определить точки минимума или максимума.
Слайд 12Рассмотрим задание 1:
Найти точки экстремума функции f(x)=9х-3.
Решение:
1) Найдем производную функции:
f ´
(x)=9
2) Найдем стационарные точки:
Стационарных точек нет.
3) Данная функция линейная и возрастает на всей числовой оси, поэтому точек экстремума функция не имеет.
Ответ: функция f(x)=9х-3 не имеет точек экстремума.
Слайд 13Рассмотрим задание 2:
Найти точки экстремума функции f(x)=х²-2x.
Решение:
1) Найдем производную функции:
f ´
(x)=2х-2
2) Найдем стационарные точки:
2х-2=0
Х=1.
3) Используя метод интервалов, найдем, как меняется знак производной (см. рисунок):
4) При переходе через точку х=1 знак производной меняется со знака с «-» на «+», поэтому х=1 – является точкой минимума.
Ответ: точка х=1 является точкой минимума функции f(x)= х²-2x.
Слайд 14Рассмотрим задание 3:
Найти точки экстремума функции f(x)=х-4x³.
Решение:
1) Найдем производную функции:
f ´
(x)=4x³-12x²
2) Найдем стационарные точки:
4x³-12x²=0
Х1=0, х2=3.
3) Используя метод интервалов, найдем, как меняется знак производной (см. рисунок):
4) При переходе через точку х=0 знак производной не меняется, то эта точка не является точкой экстремума, а при переходе через точку х1=3 производная меняет знак с «-» на «+», поэтому х2=3 – является точкой минимума.
Ответ: точка х=3 является точкой минимума функции f(x)= х -4x³.
Слайд 15Самостоятельно выполнить следующие задания:
1) По данному рисунку определить точки максимума и
минимума функции у=f(x).
2) Найти стационарные точки:
а) у=е² -2е ;
б) у=2х³-15х²+36х;
в) у=sinx-cosx;
г) у=(2+х²)/х.
3) Найти экстремумы функции:
а) f(x)=x³-x;
б) f(x)=х-8х²+3;
в) f(x)=х+sinx;
г) f(x)=x-cos2x.
Слайд 16Физкультминутка.
Для учащихся предлагается выполнить несколько физических упражнений, чтобы снять усталость и
напряжение за длительную работу на компьютере.
1. Сидя на стуле:
- руки за голову;
- локти развести пошире, голову наклонить назад;
- локти вперед, голову вперед;
- руки расслабленно вниз;
- упражнение повторить 4 – 5 раз.
2. Сидя на стуле:
- голову плавно отвести назад;
- наклонить плавно голову вперед;
- упражнение повторить 4 – 5 раз.
3. Упражнение для глаз:
- быстро поморгать;
- закрыть глаза и посидеть спокойно;
- медленно сосчитать до пяти;
- упражнение повторить 4 – 5 раз.
4. Упражнение для глаз:
- крепко зажмурить глаза;
- медленно сосчитать до пяти;
- открыть глаза и посмотреть вдаль;
- упражнение повторить 4 – 5 раз.
5. Упражнение для глаз:
- посмотреть на указательный палец вытянутой руки;
- посмотреть вдаль;
- упражнение повторить 4 – 5 раз.
Слайд 17Тестирование:
Для выполнения теста необходимо открыть файл,
который находится в папке «Экстремумы функции» на диске С: под названием «Тест № 1». В результате выполнения работы вы получаете оценку за свои знания. Также для систематизации знании вы можете выполнить следующие тесты на повторение изученного ранее материала ( «Тест №2», «Тест №3», «Тест №4», «Тест №5»).
Слайд 18Домашнее задание:
1. Найти экстремумы функции:
а) у=х³-4х²;
б) у=3х-4х³;
2. Найти стационарные точки:
а) у=х-4х³-8х²+1;
б)
у=cos2x+2cosx.