Микромодуль мотивации в технологии
личностно ориентированного обучения
Кожевникова В.И., учитель математики высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8
им. А.С.Пушкина», г.Черемхово
Иркутской области
2006 – 2007 уч.год
Микромодуль мотивации в технологии
личностно ориентированного обучения
Кожевникова В.И., учитель математики высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8
им. А.С.Пушкина», г.Черемхово
Иркутской области
2006 – 2007 уч.год
Сегодня мы рассмотрим несколько производственных задач. Наша цель –научиться анализировать реальные ситуации с помощью того математического аппарата, которым вы владеете, соотнося с реальностью. Это будут задачи на проектирование желоба для очистных сооружений, где необходимо выбрать минимальные размеры при максимальной пропускной способности желоба; задача с экономическим содержанием на проектирование открытого ящика для перевозки гравия и выполнение определенного объема работы.
в = 20 – 2 х
S = ( a + x ) 10
3.
Площадь боковой поверхности равна 60 кв.ед. Выразить сторону а через х.
а = 6 - х
4.
Выразить объем V этого же прямоугольного параллелепипеда через х.
V = - 5 x2 + 30 x
6.
Изобразить схематически график квадратичной функции при
положительном дискриминанте и различных значениях старшего
коэффициента.
у
х
a>0; D>0
a<0; D>0
(хв;ув)
(хв;ув)
Вывод. Квадратичная функция
принимает экстремальные значения в вершине параболы. Если существует максимальное значение, то не существует минимального значения и наоборот.
Хв= -в/2а; ув= у(хв)
А
В
С
D
2
13
10
15
Он заработал участок площадью:
S= (2 + 10) : 2 ∙13 = 78 кв.м
х
у
(х + у) ∙ 2 = 40
х + у = 20 у = 20 - х
S = х∙у S(х) = х (20 – х) = - х2 + 20х
Хв= -20/ -2 = 10, тогда у= 20 – 10 = 10
S = 100кв.км
Ответ: при х = у = 10м S = 100кв.км
Проверка на профпригодность.
Мог ли он, пробежав столько же,
"нарезать" большую площадь?
в
х
в
х
в
х
Площадь поперечного сечения должна быть наибольшей при каком значении х?
S1
S2
S3
S1 + S2 + S3 = 6000 кв.м
V наибольший при каких размерах сечения?
1000м
х
в
V= Sсеч∙ 1000
6000 = ( в + 2 х)∙1000
в + 2х = 6
в = 6 – 2х
V(х) = х ( 6 – 2х) 1000 = -2000х2 + 6000 х
Vmax= yв = 1000∙1,5 (6 – 2 ∙1,5) = 4500 куб.м
Хв= - 6000/ -4000 = 1,5
Решение задачи №2.
х
в
х
1000м
0,1 д.е.-каждая
перевозка (n)
150 куб.м.
h
1,5 м
1 м
20 д.е.- каждый кв.м
15 д.е.-1м2
15 д.е.-1м2
Решение задачи №1 конструкторского бюро «Очистные сооружения»
Домашняя задача №1328. В правильной четырехугольной призме диагональ
равна 2√3. При какой высоте призмы её объем наибольший?
h
a
a
2√3
Р Е Ш Е Н И Е.
V = a∙a ∙h = a2 d2 = a2+a2+h2
12 = 2a2+h2
a2=6 – ½ h2
V = (6 – ½ h2)∙h
V = 6h - ½ h3
f(h) = g(h) + t(h)
g(h)= 20 S1 + 15 S2 =
20 ∙ 1,5 ∙ (1 + 2h) + 15 ∙ 1 ∙ 2h = 90h + 30
1
2.
g(h)=90h + 30 – линейная функция
3.
t(h) = 0,1n, где n – количество перевозок.
n - ?
n =150 / Vящика = 150 / 1∙1,5∙h = 100 / h
t(h) = 0,1∙ 100/h = 10 / h
t(h) = 10 / h – обратно пропорциональная
зависимость
4.
f(h) = g(h) + t(h) = 90h + 30 + 10 / h
f(h) = 90h + 30 + 10 / h - сумма
двух функций
1м2 – 20д.е
S1
h
h
1м
1,5м
S2
1 м
h
h
1м2-15д.е.
С таким аппаратом исследования мы познакомимся при изучении темы
«П Р О И З В О Д Н А Я»
При решении задач были составлены функции:
Задача про Пахома. S(x) = -x2 + 20x
Задача конструкторского отдела №1. S(x) = -2x2 + 6x
Задача конструкторского отдела №2 . V(x) = -2000 x2 + 6000x
Задача экономического отдела. f(h) = 90 h + 30 + 10/h
Домашняя задача №1328. V(h) = 6h+1/2 h3
Спасибо за урок!
Данный проект рассчитан на 2 урока. Он предшествует теме «Производная».
Основная цель: на основе имеющихся знаний, рассмотреть блок практических задач на нахождение экстремальных значений функции. Проанализировав заключительные этапы решенных задач подвести к выводу, что имеющихся знаний по исследованию функций у учащихся не достаточно, так как при решении могут появиться самые разные функции, в которых судить об экстремальном значении сложно.
Форма урока: деловая игра, в которой учащиеся через содержание урока проживают жизнь: выпускник ВУЗа → молодой специалист → специалист отдела.
Учащиеся рассаживаются в три однородные группы. Третью группу нужно сделать посильнее, так как им достанется наиболее трудная экономическая задача с несколькими этапами решения.
Данному уроку должен предшествовать урок на повторение свойств всех элементарных
функций школьного курса с акцентом на квадратичную функцию, к которой можно применить
пословицу: «Выше крыши не прыгнешь», и фразу: «Ниже дна не нырнешь». Целесообразно
домашнее задание дать именно на повторение свойств квадратичной функции и задачи на
составление функции, которую учащиеся не могут дорешать до конца, но могут проделать
определенные вычисления, чтобы предположить при каком значении аргумента функция
будет принимать экстремальное значение. Так по учебнику Алимова Ш.А. это №№1282 (1-4),
№1328.
1этап. Сдача выпускного экзамена ( билет– несложные задания на актуализацию знаний и умений выражать одну переменную через другую, составлять функцию, находить экстремальные значения квадратичной функции). Используются слайды №3 и №4. Учащимся билеты в каждую группу выдаются одинаковые, но при этом они их вытягивают, как на экзамене.
Э т а п ы и г р ы
3 этап. Учитель. «Одни из вас- это сотрудники конструкторского отдела №1 и №2 «Очистные сооружения», а другие – это сотрудники экономического отдела. Вы получаете производственное задание от выполнения которого и зависит ваше продвижение по службе».Озвучиваются задачи слайдов №6, №7, №8. Учитель помогает осмыслить каждую задачу. Тексты задач раздаются в группы для решения в парах, либо другим, возможным для взаимодействия, составом. Задачу экономического отдела целесообразно разбить на две составляющие: одни обсчитывают стоимость ящика, другие – количество и стоимость перевозок. Учитель помогает решать задачи, поскольку достаточного навыка решения таких задач у учащихся нет (речь идет об общеобразовательных классах с программой 2 часа в неделю).
4 этап. Проверка решений задач с подробным объяснением на доске.
Используются слайды:
для проверки задачи конструкторского отдела №1 – слайд №7
для проверки задачи конструкторского отдела №2 – слайд №9
для проверки домашней задачи №1328 – слайд №9
для проверки задачи экономического отдела – слайд №10
Таким образом, остаются незавершенными решения двух задач и некоторых
домашних задач, взятых из текстов ЕГЭ. На следующем уроке следует об этом
напомнить, чтобы поддержать эмоциональное состояние ожидания – как же
завершить решение? Учащиеся должны набраться терпения, чтобы освоить
понятие производной функции , навыки дифференцирования и применение
свойств производной для исследования функции.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть