Слайд 1Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации
Автор : Изюмова Екатерина Владимировна,
воспитатель МБДОУ д/с №32 «Ромашка»
Слайд 2Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом..
Слайд 3Модель центра познавательной активности в старшем дошкольном возрасте Развитию познавательной
активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.) Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой ( печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами), а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Слайд 4ЦЕНТР НАУКИ И ПРИРОДЫ
Служит не только украшением группы, но и
местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе
Слайд 6ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Здесь хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов,
материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);
Слайд 8ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Российский флаг, герб России, портрет президента России, иллюстрации,
изображающие сражения (Бородинское сражение, Сталинградская битва и т. д.), альбомы с фотографиями своего района, карта области, репродукции картин для бесед с детьми : Васнецов В. «Богатыри», Дейнека А. «Оборона Севастополя», Евстигнеев И. «Под Сталинградом»
Литература для детей: Защитники Отечества: наглядно –дидактическое пособие, Соловьёв В.М. История России для детей и взрослых.
Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных дат, расположение вблизи источника света. Центр требует частичной изоляции , располагается вдали от игровых зон.
Слайд 9ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 10ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конструкторы разного размера, фигурки людей и животных для
обыгрывания, образцы построек различной сложности. Разнообразный полифункциональный материал : пробка, катушки, бруски, спичечные коробки. Настольный конструктор.
Свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Расположение вблизи уголка сюжетно- ролевых игр в целях возможности использования построек в играх. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме.
Слайд 11ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 12ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Содержание этого центра может быть разным, но направлено
на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Здесь должны быть настольно – печатные игры, дидактический материал, дидактические игры, игры-шнуровки.
Слайд 14ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Здесь должны быть математические и логические игры для
детей разных уровней развития, головоломки; комплекты цифр, математические знаки, а также математические наборы; набор геометрических фигур, объёмные тела, счетные палочки; математическое панно, магнитная доска, различные математические тренажеры и др.