Презентация, доклад к занятию элективного курса Графики кусочно – заданных функций 9 класс

Содержание

Цель: освоить метод линейного сплайна для построения графиков, содержащих модуль; научиться применять его в простых ситуациях.

Слайд 1Графики кусочно – заданных функций
Мурзалиева Т.А. учитель математики МБОУ «Борская средняя

общеобразовательная школа» Бокситогорский район Ленинградская область


Графики  кусочно – заданных  функцийМурзалиева Т.А. учитель математики МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» Бокситогорский район

Слайд 2Цель:
освоить метод линейного сплайна для построения графиков, содержащих модуль;
научиться

применять его в простых ситуациях.



Цель: освоить метод линейного сплайна для построения графиков, содержащих модуль; научиться применять его в простых ситуациях.

Слайд 3Что такое сплайн?
Под сплайном (от англ. spline — планка, рейка) обычно

понимают кусочно-заданную функцию.
Такие функции были известны математикам давно, начиная еще с Эйлера (1707-1783г.,швейцарский, немецкий и российский математик), но их интенсивное изучение началось, фактически, только в середине XX века.
В 1946 году Исаак Шёнберг (1903- 1990г., румынский и американский математик) впервые употребил этот термин. С 1960 года с развитием вычислительной техники началось использование сплайнов в компьютерной графике и моделировании.
Что такое сплайн?Под сплайном (от англ. spline — планка, рейка) обычно понимают кусочно-заданную функцию.Такие функции были известны

Слайд 4Содержание
1. Введение
2. Определение линейного сплайна
3. Определение модуля
4. Построение графиков
5. Практическая работа

Содержание1. Введение2. Определение линейного сплайна3. Определение модуля4. Построение графиков5. Практическая работа

Слайд 5Графики функций широко используются в различных областях инженерных знаний, поэтому умение

строить, “читать”, прогнозировать их “поведение” имеют огромную роль в практической деятельности инженерных работников, метеорологов и людей других “математических” специальностей
Графики функций широко используются в различных областях инженерных знаний, поэтому умение строить, “читать”, прогнозировать их “поведение” имеют

Слайд 6 Одно из основных назначений функций – описание реальных процессов, происходящих

в природе.
Но издавна ученые – философы и естествоиспытатели выделяли два типа протекания процессов: постепенное (непрерывное) и скачкообразное.
Одно из основных назначений функций – описание реальных процессов, происходящих в природе. Но издавна ученые –

Слайд 7
При падении тела на землю сначала происходит непрерывное нарастание скорости движения,

а в момент столкновения с поверхностью земли скорость изменяется скачкообразно, становясь равной нулю или меняя направление (знак) при «отскоке» тела от земли (например, если тело – мяч).

Но раз есть разрывные процессы, то необходимы средства их описаний. С этой целью вводятся в действие функции, имеющие разрывы.

При падении тела на землю сначала происходит непрерывное нарастание скорости движения, а в момент столкновения с поверхностью

Слайд 9Графики разрывных функций





Графики разрывных функций

Слайд 10Графики непрерывных функций







y=cos x

Графики непрерывных функцийy=cos x

Слайд 11
У = |X-1| + 1
У=2-х
У= х
Х=1 –точка смены формул
Построить график функции:

У = |X-1| + 1У=2-хУ= хХ=1 –точка смены формулПостроить график функции:

Слайд 12Определение модуля
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе

означает «мера».

Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а).

Это определение раскрывает геометрический смысл модуля.
Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется то самое число а ≥ 0, и противоположное число –а, если а<0.

0

а


А

х

Определение модуляСлово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Модулем числа а называется

Слайд 13Построить график функции у = 3|х|-2.
По определению модуля, имеем:

3х – 2 при х>0 или х=0
у =
-3х -2 при х<0


У=3х-2

У=-3х-2





Построить график функции у = 3|х|-2.По определению модуля, имеем:   3х – 2 при х>0 или

Слайд 14. Пусть заданы х1< х2 < … < хn –

точки смены формул в кусочно-элементарных функциях.
Функция f, определенная при всех х, называется кусочно-линейной, если она линейна на каждом интервале

и к тому же выполнены условия согласования, то есть в точках смены формул функция не терпит разрыв.
Непрерывная кусочно-линейная функция называется линейным сплайном. Её график есть ломаная с двумя бесконечными крайними звеньями – левым (отвечающим значениям x < xn) и правым (отвечающим значениям x >xn)



. Пусть заданы х1< х2 < … <  хn – точки смены формул в кусочно-элементарных функциях.Функция

Слайд 15

У=|x| - |x – 1|
Кусочно-элементарная функция может быть определена более чем

двумя формулами

0

График – ломаная с двумя бесконечными крайними звеньями – левым (х<0) и правым (x>1).

Точки смены формул: х=0 и х=1.
У(0)=-1, у(1)=1.



У=|x| - |x – 1|Кусочно-элементарная функция может быть определена более чем двумя формулами0График – ломаная с двумя

Слайд 16Метод линейного сплайна
График кусочно-линейной функции удобно строить, указывая на координатной

плоскости вершины ломаной.
Кроме построения n вершин следует построить также две точки: одну левее вершины A1 (x1; y (x1)), другую – правее вершины An (xn; y (xn)).
Заметим, что разрывную кусочно-линейную функцию нельзя представить в виде линейной комбинации модулей двучленов.
Метод линейного сплайна График кусочно-линейной функции удобно строить, указывая на координатной плоскости вершины ломаной. Кроме построения n

Слайд 17Построить график функции у = х+ |x -2| - |X|.
Непрерывная кусочно-линейная

функция называется линейным сплайном


1.Точки смены формул: Х-2=0, Х=2; Х=0

2.Составим таблицу:

У(0)= 0+|0-2|-|0|=0+2-0=2;
у(2)=2+|2-2|-|2|=2+0-2=0;
у(-1)= -1+|-1-2| - |-1|= -1+3-1=1;
у(3)=3+|3-2| - |3|=3+1-3=1.

у

х





Построить график функции у = х+ |x -2| - |X|.Непрерывная кусочно-линейная функция называется линейным сплайном 1.Точки смены

Слайд 18Построить график функции у = |х+1| +|х| – |х -2|.
1.Точки смены

формул:
х+1=0, х=-1;
х=0; х-2=0, х=2.

2. Составим таблицу:


y(-2)=|-2+1|+|-2|-|-2-2|=1+2-4=-1;
y(-1)=|-1+1|+|-1|-|-1-2|=0+1-3=-2;
y(0)=1+0-2=-1;
y(2)=|2+1|+|2|-|2-2|=3+2-0=5;
y(3)=|3+1|+|3|-|3-2|=4+3-1=6.






Построить график функции у = |х+1| +|х| – |х -2|.1.Точки смены формул: х+1=0, х=-1; х=0;  х-2=0,

Слайд 19Решите уравнение:
|x – 1| = |x + 3|
Решение. Рассмотрим функцию y

= |x -1| - |x +3|

Построим график функции /методом линейного сплайна/

Точки смены формул:
х -1 = 0, х = 1; х + 3 =0, х = - 3.


2. Составим таблицу:


- 4

- 4

4

y(- 4) =|- 4–1| - |- 4+3| =|- 5| - | -1| = 5-1=4;

y( -3 )=|- 3-1| - |-3+3|=|-4| = 4;

y(1)=|1-1| - |1+3| = - 4;

y(2)=|2-1| - |2+3|=1 – 5 = - 4.






y(-1) = 0.

Ответ: -1.


Решите уравнение:|x – 1| = |x + 3|Решение. Рассмотрим функцию y = |x -1| - |x +3|Построим

Слайд 20Задачи


Задачи

Слайд 211. Построить графики кусочно-линейных функций методом линейного сплайна:


у = |x –

3| + |x|;

1). Точки смены формул:

2). Составим таблицу:





у( ) =
у( ) =
у( ) =
У( )=

1. Построить графики кусочно-линейных функций методом линейного сплайна:у = |x – 3| + |x|;1). Точки смены формул:2).

Слайд 222. Построить графики функций, используя УМК «Живая математика»
А) у = |2x

– 4| + |x +1|
1) Точки смены формул:
2) y( ) =
y( ) =
y( ) =
у( ) =

Б) Постройте графики функций, установите закономерность:

a) у = |х – 4| б) y = |x| +1
y = |x + 3| y = |x| - 3
y = |x – 3| y = |x| - 5
y = |x + 4| y = |x| + 4


1. Меню «Графики».
2. Вкладка «Построить график».
.3. В окне «Калькулятор» задать формулу.

Используйте инструменты «Точка», «Отрезок», «Стрелка» на панели инструментов.

2. Построить графики функций, используя УМК «Живая математика»А) у = |2x – 4| + |x +1|1) Точки

Слайд 23


Постройте график функции:
1) У = 2х + 4

Постройте график функции:1) У = 2х + 4

Слайд 24Литература:
1. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград:

Учитель, 2006.

2. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2009
3. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2009

4. ВикипедиЯ свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Spline


Литература:1. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006.2. Ю. Н. Макарычев, Н.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть