Презентация, доклад к уроку математики на тему Способы решения квадратных уравнений

Содержание

1. Дайте определение квадратного уравнения.2. Виды квадратных уравнений.3. Теорема Виета.Повторение пройденного материала

Слайд 1Квадратные уравнения
10 способов решения квадратных уравнений

Квадратные уравнения 10 способов решения квадратных уравнений

Слайд 21. Дайте определение квадратного уравнения.
2. Виды квадратных уравнений.
3. Теорема Виета.
Повторение пройденного

материала
1. Дайте определение квадратного уравнения.2. Виды квадратных уравнений.3. Теорема Виета.Повторение пройденного материала

Слайд 3Способы решения квадратных уравнений

Способы решения квадратных уравнений

Слайд 4х2 + 2х = 0
х2 – 81 = 0

Определить вид квадратного

уравнения и назвать способ его решения

I способ:

разложение левой части уравнения на множители.

х2 + 2х = 0х2 – 81 = 0Определить вид квадратного уравнения и назвать способ его решенияI

Слайд 5Определить вид квадратного уравнения и назвать способы его решения
Х2 + 6х

– 7 = 0

I I способ:

метод выделения полного квадрата

I I I способ:

решение квадратных уравнений по формулам

I V способ:

с использованием теоремы Виета (прямой и обратной)

Определить вид квадратного уравнения и назвать способы его решенияХ2 + 6х – 7 = 0I I способ:

Слайд 6Рассмотрим квадратное уравнение ах2 + вх + с =0, где коэффициент

а не равен 0. Умножим обе части уравнения на коэффициент а, получаем уравнение а2 х2 + авх + ас = 0. Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к уравнению
у2 +ву +ас = 0, равносильному данному. Его корни найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х1 = у1 /а, х2 = у2 /а. При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому способ и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета, и когда дискриминант есть точный квадрат.

V способ:

«переброска» коэффициентов

Рассмотрим квадратное уравнение ах2 + вх + с =0, где коэффициент а не равен 0. Умножим обе

Слайд 7Решить уравнение: 2х2 -11х + 15 = 0.
Решение:
Коэффициент а=2 умножим на

свободный член с=15 («перебросим» коэффициент). Получим уравнение:
у2 – 11у + 30 = 0, где х = у/2
2. По теореме Виета получаем: у1=5, у2=6.
3. Х1=5/2=2,5 х2=6/2=3.
Ответ. х1 =2,5; х2 = 3.
Самостоятельно решить уравнение:
I вариант: 4х2 + 12х + 5 = 0
IIвариант: 6х2 + 5х – 6 = 0

V способ:

«переброска» коэффициентов

Ответ.

I вариант: х = -0,5; х = -2,5 I I вариант: х = 2/3; х = -1,5

Решить уравнение: 2х2 -11х + 15 = 0.Решение:Коэффициент а=2 умножим на свободный член с=15 («перебросим» коэффициент). Получим

Слайд 8Теорема:
если сумма коэффициентов квадратного уравнения
ах2 + вх + с

= 0 равна нулю (т.е. а+в+с=0), то
х1 =1,
х2 =с/а.

VI способ:

Свойства коэффициентов квадратного уравнения

Теорема: если сумма коэффициентов квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0 равна нулю (т.е. а+в+с=0),

Слайд 9Решить уравнение: 11х2 + 25х – 36 = 0.
Решение:
Применим теорему

о коэффициентах квадратного уравнения:

11+25+(-36)=0, значит х1 =1, х2 =-36/11.
Ответ. х1 =1, х2 =-36/11.

Устно решить уравнения:
а) 5х2 -7х+2=0
б) 3х2 +5х-8=0
Решить уравнение: 11х2 + 25х – 36 = 0.Решение: Применим теорему о коэффициентах квадратного уравнения:11+25+(-36)=0, значит х1

Слайд 10 Это старый и незаслуженно забытый способ решения

квадратных уравнений с помощью четырехзначных математических таблиц В.М. Брадиса
( таблица XXII, способ описан на стр.83).
Номограмма для решения уравнения z2+pz+q=0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

V I I способ:

Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений с помощью четырехзначных математических

Слайд 11 Примеры.
1. Для уравнения
z2 – 9z + 8 = 0
номограмма дает корни


z1 = 8,0 и z2 = 1,0
( см рис. ).
2. Решим с помощью номограммы уравнение
2z2 -9z + 2 = 0.
Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение
z2 -4,5z+1 = 0.
Номограмма дает корни z1 = 4 и z2 =0,5.
Примеры.1.	Для уравненияz2 – 9z + 8 = 0номограмма дает корни z1 = 8,0 и z2 =

Слайд 12Для уравнения
z2 + 5z - 6 = 0
номограмма дает положительный корень

z1 = 1,0, а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из - р, т. е.
z2 = - р - 1 = - 5 - 1 = - 6,0
Для уравненияz2 + 5z - 6 = 0номограмма дает положительный корень z1 = 1,0, а отрицательный корень

Слайд 13Для уравнения
z2 + 4z + 3 = 0,
оба корня которого отрицательные

числа, берем z1 = — t1, z2 = - t2 и находим по номограмме два положительных корня t1 и t2
уравнения t2 - 4t + 3 = 0,
это t1 = 1 и t2 = 3,
а затем Z1 = - t1 = - 1 и
z2 = - t2 = - 3.
Если коэффициенты р и q выходят за пределы шкалы, то выполняют подстановку
z = kt и решают с помощью номограммы уравнение
t2 +(p/k)k+ q/k2 =0,
где k берут с таким расчетом, чтобы имели место неравенства
-12,6 < p/k < 12,6,
- 12,6 < q/k2 < 12,6.

p

q

Для уравненияz2 + 4z + 3 = 0,оба корня которого отрицательные числа, берем z1 = — t1,

Слайд 14Решите с помощью номограммы уравнения:
I вариант
z2 - 4z + 4 =

0
z2 –z – 6 = 0
z2 + 5z + 4 = 0

II вариант
z2 - 7z + 6 = 0
z2 + 4z - 5 = 0
z2 + 5z + 6 = 0

Ответ.

a) z1 =3,5; z2 =1,0
b) z1 =3; z2 = -2
c) z1 = -4; z2 = -1


Ответ.

a) z1 =6,5; z2 =1,5
b) z1 =1; z2 = -5
c) z1 = -3; z2 = -2

Решите с помощью номограммы уравнения:I вариантz2 - 4z + 4 = 0z2 –z – 6 = 0z2

Слайд 15 Если в уравнении
х2 + рх + q = 0

перенести второй и третий члены в правую часть, то получим
х2 = - рх - q.
Построим графики зависимостей
у = х2 и у= -рх- q
График первой зависимости – называется парабола.Она проходит через начало координат.
График второй зависимости – прямая.

Возможны следующие случаи:
- прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пе­ ресечения являются кор­ нями квадратного уравне­ ния ( см рис. ).

V I I I способ:

Графическое решение квадратного уравнения


прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка), т. е. уравнение имеет одно решение.




прямая и парабола не имеют общих точек, т. е. квадратное уравнение не имеет корней.

Если в уравнениих2 + рх + q = 0  перенести второй и третий члены

Слайд 16 Определить по рисунку, сколько корней имеет квадратное уравнение (обосновать):

Х2

– 3х – 4 = 0.

Назовите корни этого уравнения.

Определить по рисунку, сколько корней имеет квадратное уравнение (обосновать): Х2 – 3х – 4 = 0.Назовите

Слайд 17Определить, сколько корней имеет квадратное уравнение (обосновать):

Х2 - 2х + 1

= 0.

Назовите корни этого уравнения.
Определить, сколько корней имеет квадратное уравнение (обосновать):Х2 - 2х + 1 = 0.Назовите корни этого уравнения.

Слайд 18
Определить, сколько корней имеет квадратное уравнение (обосновать):

Х2 - 2х + 5

= 0.

Назовите корни этого уравнения.


Определить, сколько корней имеет квадратное уравнение (обосновать):Х2 - 2х + 5 = 0.Назовите корни этого уравнения.

Слайд 19IX способ:
Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки
Графический способ

решения квадратных уравнений с помощью параболы неудобен. Если строить параболу по точкам, то требуется много времени, и при этом степень точности получаемых результатов невелика. Рассмотрим способ нахождения корней квадратного уравнения
ах2 + bх + с = 0 c помощью циркуля и линейки.
IX способ: Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейкиГрафический способ решения квадратных уравнений с помощью параболы

Слайд 20Схема построения:
1) Построим центр окружности S( -b 2a;а+с2а)

и А(0; 1);
2) проведем окружность с радиусом SA;
3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.

D(х2;0)

х

0

Схема построения:  1)	Построим центр окружности S( -b 2a;а+с2а)   и А(0; 1);   2)

Слайд 21ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНЫ ТРИ СЛУЧАЯ.
1) Радиус окружности больше ординаты центра:
окружность пересекает

ось Ох в двух точках, т.е. уравнение имеет 2 различных корня.
2) Радиус окружности равен ординате центра
окружность касается оси Ох, т.е. уравнение имеет 2 равных корня
3) Радиус окружности меньше ординаты центра окружность не имеет общих точек с осью Ох, т.е. уравнение не имеет корней.
ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНЫ ТРИ СЛУЧАЯ.1) Радиус окружности больше ординаты центра:окружность пересекает ось Ох в двух точках, т.е.

Слайд 22НАЗОВИТЕ КОРНИ УРАВНЕНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ РИСУНКУ.


1) х2 – 2х – 3

= 0

х

НАЗОВИТЕ КОРНИ УРАВНЕНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ РИСУНКУ.1) х2 – 2х – 3 = 0х

Слайд 23Назовите корни уравнения по предложенному рисунку.



2) х2 + 4х + 4

= 0

Назовите корни уравнения по предложенному рисунку.2) х2 + 4х + 4 = 0

Слайд 24Назовите корни уравнения по предложенному рисунку.


3) х2 – 2х + 3

= 0
Назовите корни уравнения по предложенному рисунку.3) х2 – 2х + 3 = 0

Слайд 25X способ:
Геометрический способ решения квадратных уравнений
В древности,

когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведем ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал-Хорезми.
Примеры.
1. Решим уравнение х2 + 10х = 39.
В оригинале эта задача формулируется следующим
образом:
«Квадрат и десять корней равны 39» (рис.).

Решение.

Рассмотрим квадрат со стороной х, на его сторонах
строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого
из них равна 212, следовательно, площадь каждого
равна 21 2 х. Полученную фигуру дополняют затем до
нового квадрата ABCD, достраивая в углах четыре равных
квадрата, сторона каждого из них 21 2 , а площадь 61 4 .

х

х

х2

212х


21 2х

212х

212х

614

614

614



614

D


C

B

A

X способ: Геометрический способ решения квадратных уравнений   В древности, когда геометрия была более развита, чем

Слайд 26Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата

х2, четырех прямоугольников (4*212х=10х)
и четырех пристроенных квадратов (614*4=25), т.е. S= х2 + 10х + 25.
Заменяя х2 + 10 числом 39, получим, что
S = 39 + 25 = 64, откуда следует, что сторона квадрата ABCD, т. е. отрезок АВ = 8. Для искомой стороны х первоначального квадрата получим
Х = 8 – 212 – 212 = 3.

Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х2, четырех прямоугольников (4*212х=10х)и четырех пристроенных

Слайд 27
Перечислите способы решения квадратных уравнений.
Рефлексия

Перечислите способы решения квадратных уравнений.Рефлексия

Слайд 28
Решить с помощью циркуля и линейки квадратные уравнения:
1) х2 –

2х – 3 = 0
2) х2 + 4х + 4 = 0
3) х2 – 2х + 3 = 0
4) х2 – 5х + 4 = 0

Домашнее задание.

Решить с помощью циркуля и линейки квадратные уравнения: 1) х2 – 2х – 3 = 0 2)

Слайд 29Всем спасибо за урок!

Всем спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть