Презентация, доклад к уроку алгебры на тему Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Содержание

Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески. А.Н. Колмогоров

Слайд 1Тема урока:
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Тема урока:Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Слайд 2Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае,

если они усвоены творчески. А.Н. Колмогоров
Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески. А.Н. Колмогоров

Слайд 3Дорогой друг!
Сегодня у тебя необычный урок математики. Сегодня ты

еще раз убедишься в том, что математика не только интересна сама по себе, но она необычайно полезна. В ходе сегодняшнего урока тебя ожидает большая радость творчества и огромное поле приложения математических знаний и умений.
Желаю тебе успехов и творческих радостей на уроке!

Дорогой друг!  Сегодня у тебя необычный урок математики. Сегодня ты еще раз убедишься в том, что

Слайд 4ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания

(5 мин. выборочно).
Устная работа (5 мин.).
Проверочный тест (5 мин.).
Историческая справка (5 мин.).
Изучение новой темы (10 мин.).
Исторические задачи (5 мин.).
Задачи на закрепление новой темы (5 мин.).
Домашнее задание (2 мин.).
Рефлексия (2 мин.).
Выставление оценок (5 мин.).

ХОД УРОКА:Организационный момент.Актуализация опорных знаний.    Проверка домашнего задания (5 мин. выборочно).Устная работа (5 мин.).Проверочный

Слайд 5УСТНО:
1. Сравните числовые последовательности
1). 1, 2, 4; -8 …
2). 1; -2;

4; -8 …
3). 1; -2; -4; -8 …
4). 1, 2, 4, 8 …
Найдите закономерности. .
Какие из приведенных последовательностей являются геометрической прогрессией?
2. Сравните числовые последовательности
1). 2,3; 3,5; 4,7; 5,9 …
2). -8; 1; -2; 4 …
3). 3; -9; 27; 81 …
4). 3; 5; 7; 9 …
Есть ли здесь арифметическая прогрессия?
Есть ли среди них геометрическая прогрессия?
3. Является ли число 1/4геометрической прогрессией 8; 4; 2 ..? Если да, то укажите номер.
.
УСТНО:1. Сравните числовые последовательности1). 1, 2, 4; -8 …2). 1; -2; 4; -8 …3). 1; -2; -4;

Слайд 6Тест
Вариант 1
1.Дописать пропущенное: «Числовая последовательность b1, b2, b3, .... bn, ....

Называется геометрической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство:……
где b1 ≠ 0, g ≠ 0
2 Написать формулу n - члена геометрической прогрессии.
3. Является ли геометрической прогрессией последовательность; 5, 25, 125, ..?
Назовите следующий член прогрессии.
4.(bn) - геометрическая прогрессия, b1 = 16, g = 1/2. Найдите b2, b3, b4.
5.(bn) - геометрическая прогрессия, b6 = 1/27, g = 1/3, Найдите b1.

Вариант 2
1. Дописать пропущенное: «Знаменателем геометрической прогрессии bп называется число g, которое вычисляется по формуле....... . »
2. Написать формулу n-го члена геометрической прогрессии.
3. Является ли геометрической прогрессией последовательность: 36, 18, 9,…?
Назовите следующий член прогрессии.
4.(bn) - геометрическая прогрессия, b1 = 1, g = 2. Найдите b2, b3, b4
5.(bn) — геометрическая прогрессия. b5=1/64, g = 1/2: Найдите b1.
ТестВариант 11.Дописать пропущенное: «Числовая последовательность b1, b2, b3, .... bn, .... Называется геометрической прогрессией, если для всех

Слайд 7ОТВЕТЫ ТЕСТА
I – вариант
1. bn+1 = b1qn где b1 ≠

0, q≠0
2. b n = b1 *qⁿ-1
3. Да , 625
4. b1 = 16, b2= 16*1/2 = 8,
b3= 8 *1/2 =4, b4 = 4 *1/2= 2
5. bn= b1 qn-1, b1 = bn /qn-1,
b1= 1/27:(1/3)5= 1/27* 35 = 32 =9

II – вариант:
1. q =b2 / b1 = bn-1 / bn
2. b n = b1 *qⁿ-1
3. Да. 4,5
4. b2 = 1 * 2= 2 ; b3 = 2 * 2= 4 ; b4 = 4 * 2= 8
5. b1 = b5 /q4; b1 =1/64:(1/2)4 = 1/ 26 * 24 = 1/4
ОТВЕТЫ ТЕСТАI – вариант1.  bn+1 = b1qn где b1 ≠ 0, q≠02.  b n =

Слайд 8НАЗАД, В ИСТОРИЮ!
На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий АРХИМЕД

(около 287–212 гг. до н.э)

Термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием (в 6 веке) и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Названия “арифметическая” и “геометрическая” были перенесены из теории непрерывных пропорций, которыми занимались древние греки.

Формула суммы членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом (в 3 веке). Формула суммы членов геометрической прогрессии дана в книге Евклида “Начала” (3 век до н.э.).
Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги абака» в 1202г. (ЛеонардоПизанский)

Понятие числовой последовательности возникло и развивалось задолго до создания учения о функциях.

НАЗАД, В ИСТОРИЮ!На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий АРХИМЕД (около 287–212 гг. до н.э)Термин “прогрессия”

Слайд 9АНГЛИЯ XVIII ВЕК
В XVIII в. в английских учебниках появились обозначения арифметической

и геометрической прогрессий:
АНГЛИЯ XVIII ВЕКВ XVIII в. в английских учебниках появились обозначения арифметической и геометрической прогрессий:

Слайд 10Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах

Древней Греции. Уже в V в. до н. э. греки знали следующие прогрессии и их суммы:

Древняя Греция



Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в V в.

Слайд 11ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Слайд 12ГЕРМАНИЯ
Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи

еще учеником начальной школы.

1 + 2 + 3 + 4 + ….. + 99 + 100 = (1 + 100) + (2 + 99) + …… + (50 + 51) = 101 ∙ 50 = 5050

Решение

КАРЛ ГАУСС (1777 – 1855)

ГЕРМАНИЯНашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи еще учеником начальной школы. 1 +

Слайд 13
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский

царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он

Слайд 14 -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание,

- продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
-Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
-Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.

-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
Мудрец поклонился.

-Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду,

Слайд 15 Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона,

он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
-Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей

Слайд 16 -Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты

получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться у ворот дворца.

-Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64

Слайд 17Почему так хитро улыбнулся Сета?
Прав ли был индусский царь,

считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что все зерна пшеницы уместятся в один мешок?
Об этом ты узнаешь чуточку позже.

Почему так хитро улыбнулся Сета?  Прав ли был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что

Слайд 18Тема урока:
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Тема урока:Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Слайд 19
Выведем теперь формулу суммы n первых членов произвольной геометрической

прогрессии.
Воспользуемся тем же приемом, с помощью которого была вычислена сумма в задаче№1. Пусть дана геометрическая прогрессия (bn). Обозначим сумму n первых ее членов через Sn:
Sn = b1 + b2 + b3 +………+bn-1 + bn. (1)
Умножим обе части этого равенства на q: Sn ·q = b1· q + b2 ·q + d3· q +…..+bn· q
Учитывая, что b1· q = b2, b2· q = b3,……bn-1· q = bn,
получим: Sn·q = b2 + b3 + b4+ ……+ bn + bn·q (2)
Вычтем почленно из (2) равенство (1) и приведем подобные члены : Sn·q – Sn = (b2+b3+b4+….+bn+bn·q) – (b1+b2+b3+…..+bn) = bn·q – b1 ⇒ Sn(q – 1) = bn·q – b1
Sn = (bn·q – b1) / (q – 1)

Sn =

Выведем теперь формулу суммы n первых членов произвольной геометрической прогрессии.  Воспользуемся тем же приемом,

Слайд 20 За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал

узнать, унес ли Сета свою жалкую награду.
-Повелитель, - был ответ, - приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
-Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли Сета свою жалкую

Слайд 21 Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное

донесение.
Царь приказал ввести его.
-Прежде чем скажешь о твоем деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

-Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час, - ответил старик. – Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…..

Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение.  Царь приказал ввести его.

Слайд 22 -Как бы велико оно ни было, - надменно перебил

царь, - житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана..
- Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, которое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни.
-Как бы велико оно ни было, - надменно перебил царь, - житницы мои не оскудеют.

Слайд 23
С изумлением внимал царь словам старца.

- Назови мне это чудовищное число,- сказал он в раздумье.

Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду…

С изумлением внимал царь словам старца.   - Назови мне это чудовищное число,-

Слайд 24-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят

три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

18 446 744 073 709 551 615

-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот

Слайд 25 Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано,

неизвестно, - но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом в этом ты сам можешь убедиться.

Фактически, число зерен, о которых идет речь, является суммой 64 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Обозначим эту сумму через S:

S = 1+2+22+23+24+…….+262+263

Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о

Слайд 26 S = 264 – 1
Значит, подсчет зерен сводится

к перемножению 64 двоек. Для облегчения выкладок заменим 264 = (210)6 · 24 =
=1024 · 1024 ·1024· 1024 ·1024· 1024· 16 =
=1048576 ·1048576 ·1048576 ·16 – 1
и получим искомое число зерен:

18 446 744 073 709 551 615

Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.
Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.
Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…
S = 264 – 1  Значит, подсчет зерен сводится к перемножению 64 двоек. Для облегчения

Слайд 27ВЫВОД



Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая

моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.

Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.

ВЫВОДЕсли бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и горы, и

Слайд 28
Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании

и искусном применении всего того,
что знаешь.
Георг Гегель
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что

Слайд 29 В благоприятных условиях бактерии размножаются так,
что на протяжении одной

минуты одна из них делится на две.
а)Сколько бактерий рождено на 3-й минуте от одной исходной?
б)Какова колония, рожденная одной бактерией за 3 минуты?

а) на 1-ой минуте 2
на 2-ой минуте 4
на 3-ей минуте 8

б) 2+4+8= 14

Решите устно:

В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на

Слайд 30 Приходит как-то раз к одному богатому
купцу мужик и

предлагает сделку.

«Давай, говорит, в течение месяца я
буду приносить тебе каждое утро по
100000 руб, а ты мне взамен в первый
день отдашь 1 коп, а в каждый последую-
щий в 2 раза больше. Во второй день-
2 коп, в третий- 4 коп и т.д.»
Подумал купец и подписал договор.

Кому выгодна сделка?

Приходит как-то раз к одному богатому купцу мужик и предлагает сделку.  «Давай, говорит, в течение

Слайд 31План исследования
Вычислить сумму, которую получит купец

Узнать сумму, которую получит мужик

Сравнить доходы

Сделать

выводы
План исследованияВычислить сумму, которую получит купецУзнать сумму, которую получит мужикСравнить доходыСделать выводы

Слайд 32Сумма, которую получит купец

Sкупец= 100000руб х 30дней =

=3000000руб
Сумма, которую получит купецSкупец= 100000руб х 30дней =       =3000000руб

Слайд 33Сумма, которую получит мужик
1-ый день- 1коп
2-ой день- 2коп
3-ий день-

4коп
4-ый день- 8коп
5-ый день- 16коп
6-ой день- 32коп
7-ой день- 64коп
8-ой день- 128коп
9-ый день-256 коп

10-ый день- 512 коп
11-ый день- 1024 коп
12-ый день- 2048 коп
13-ый день- 4096 коп
14-ый день- 8192 коп
15-ый день- 16384 коп
……………………………
Путь не рациональный.


Замечаем, что каждая
последующая выплата
в 2 раза больше предыдущей.

Сумма, которую получит мужик1-ый день-  1коп2-ой день-  2коп3-ий день-  4коп4-ый день-  8коп5-ый день-

Слайд 34 Последовательность чисел 1; 2; 4; 8; 16;…
представляет собой геометрическую прогрессию,


у которой b1=1, q=2.

Следовательно, необходимо найти сумму первых
30 членов данной геометрической прогрессии.

Вывод

каким образом???

Последовательность чисел 1; 2; 4; 8; 16;…представляет собой геометрическую прогрессию, у которой b1=1, q=2. Следовательно, необходимо

Слайд 35Дано:
геометрическая прогрессия
b1=1
q=2
Найти:
S30
Решение:

Sn=



S30= = 230 -1 = 1073741824 -1 =


= 1073741823 коп = 10737418 руб 23 коп













Сумма, которую получит мужик

Дано: геометрическая прогрессия b1=1 q=2Найти:S30Решение:         Sn=S30=

Слайд 36Сравним доходы
купец получил 3 000 000 руб
мужик – 10 737 418

руб 23 коп

разница составляет 7 737 418 РУБ 23 КОП !!!

Так кому выгодна эта сделка?

Сравним доходыкупец получил 3 000 000 рубмужик – 10 737 418 руб 23 копразница составляет 7 737

Слайд 37ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1 вариант
Обязательная часть.
Дана геометрическая прогрессия
b1= - 4, q=2. Найти S5



b1=4, b2=16. Найти S6

Дополнительная часть.
3) Упростите выражение, применив формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии:
1+х+х2+х3+х4=
х≠1

2 вариант
Обязательная часть.
Дана геометрическая прогрессия
b1= - 9, q=2. Найти S6

b1=3, b2=9. Найти S5

Дополнительная часть.
3) Упростите выражение, применив формулу суммы n первых членов геометрической
прогрессии:
1+х+х2+х3+х4 +х5=
х≠1


ПРОВЕРЬ СЕБЯ1 вариантОбязательная часть.Дана геометрическая прогрессияb1= - 4, q=2. Найти S5 b1=4, b2=16. Найти S6Дополнительная часть.3) Упростите

Слайд 38 SN

=

S5 =

S6 =

1 вариант

2 вариант


SN =S5 =S6 =1 вариант2 вариант

Слайд 39Sn =
1 вариант
2 вариант
S5 =
S6 =

Sn =1 вариант2 вариантS5 =S6 =

Слайд 40ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ




ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ

Слайд 41узнал…
научился…
понял, что…
смог …
могу научить…
Сегодя
Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем

итоги.
У вас у каждого на парте лежат смайлики, поднимите, пожалуйста, тот, который расскажет о вашем настроении после урока, о впечатлении от урока. Кто из вас выскажет мнение о пройденном уроке, вот фразы, с которых вы можете начать…

Рефлексия

узнал…научился…понял, что…смог …могу научить…Сегодя Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

Слайд 42спасибо за работу
Домашнее задание:
П. 18, выучить формулы



Задача 1
Некто продавал коня

и попросил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошено слишком большая цена, «Хорошо, - ответил продавец, - возьми коня даром, а заплати только за гвозди в его подковах, А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. За первый гвоздь - полушку ( 1 полушка – 1/2 копейки), за второй гвоздь - 2 полушки, за третий гвоздь -4 и т.д., за каждый гвоздь в 2 раза больше чем за предыдущий. Купец, думая, что заплатит на много меньше, чем 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец?

Задача 2
Придумать задачу на применение формулы суммы геометрической прогрессии.

спасибо за работу Домашнее задание:П. 18, выучить формулыЗадача 1Некто продавал коня и попросил за него 1000 рублей.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть