в курсе алгебры 7 класса»
Выполнила учитель математики
МОУ СОШ № 30
Соловьева В.Н.
г. Дзержинск
2010
х
у
Выполнила учитель математики
МОУ СОШ № 30
Соловьева В.Н.
г. Дзержинск
2010
х
у
Сформировать представления о числовой функции на примере линейной функции, сформировать навыки в построении и чтении графиков, сформировать умения интерпретировать графики реальных зависимостей между величинами, сформировать понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей
-развивающие
Развитие логического мышления, математической речи, навыков самоконтроля, развитие памяти и внимания
-воспитательные
Воспитание самостоятельности, аккуратности, уверенности в своих силах
-образовательные
-развивающие
Развитие осмысленного запоминания, умения правильно формулировать свои мысли и вести диалог, развитие основы творческой деятельности и познавательного интереса к предмету
-воспитательные
Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, коллективизма
-образовательные
Обеспечить становление ученика как субъекта познавательной активности, способного осуществлять творческую деятельность; продолжить формирование навыков работы с литературой, умения выделять главное и аргументировать свои действия
Бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка
Стремление к познанию, активность, инициативность, деятельность, упорство в достижении цели
Увеличение объема памяти, избирательность внимания
Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления, нарастание способности к абстрактному мышлению
Система контроля
1.Самостоятельные работы 2. Математические диктанты 3. Тесты 4. Контрольная работа
Учащиеся должны уметь
строить и читать графики линейной функции
находить значение функции по известному значению аргумента
находить значение аргумента по известному значению функции
Рене Декарт
М (х;у)
х
у
2
А(2;0)
О
B(0;-2)
-2
УРОК 1
УРОК 1
У
Х
М (а;b)
О
1. Точка М принадлежит III координатному углу. Какому углу принадлежат точки А(-а;b), В (а;-b), С(-а;-b)?
2. Отмечены точки А(4;52), В(40;-3), С(0;-104), Д(-38;93), Е(-13;65). Какие из этих точек расположены
а) выше оси Ох? б) ниже оси Ох?
3. Известны координаты концов отрезка (-2;6) и (1;3). Пересекает ли отрезок ось Ох? ось Оу?
УРОК 1
1. Постройте систему координат, отметьте на координатной плоскости точки: (3;-6), (-6;3), (-4;-2), (-2;-4).
2. Постройте по одной точке в каждой координатной четверти и запишите их координаты.
3. В каких координатных четвертях расположены точки: А(-86;99), В(0,2;-0,02), С(-1,04;2,45).
1. Постройте систему координат, отметьте на координатной плоскости точки: (-1;-5), (-5;1), (-7;-3), (-3;-7).
2. Постройте по две точки на каждой координатной оси и запишите их координаты.
В каких координатных четвертях расположены точки: А(46;400), В(-38;-99), С(-1/7;-1/30).
1 вариант
2 вариант
УРОК 1
Длина стороны квадрата х см, площадь квадрата у см2. Выразите формулой зависимость площади квадрата от длины его стороны. Решение: у=х2. В таблице записаны некоторые значения х и соответствующие значения у
Длина ребра куба х см, объем куба у см3. Напишите формулу, которая задает зависимость у от х. Решение: у=х3. В таблице записаны некоторые значения х и соответствующие значения у
Зависимости 1-3 есть функции
урок 2
Зависимость переменной у от переменной х называется функцией, если каждому значению х соответствует единственное значение у.
Переменная х называется независимой переменной (или аргументом), а переменная у – зависимой переменной или функцией. Говорят, что у является функцией от х. Значение у, соответствующее заданному значению х, называют значением функции.
Способы задания функции
Словесный способ
С помощью формулы
Табличный
С помощью графика
урок 2
д) зависимость, заданная графиком:
У
Х
Х
У
У
Х
У
Х
урок 2
Задача 1
Задача 2
Функция задана формулой у = -3х+5. Найти значение х, при котором значение у=-1.
Решение: Подставляя в эту формулу вместо у число -1, получаем -1=-3х+5. Решаем полученное уравнение: 3х=5+1, 3х=6, х=2.
Ответ: у=-1 при х=2.
урок 2
Задача
Функция задана графиком. 1.Найти у(0), у(2), у(4), у(-1). 2. При каком значении х значение функции равно 1, 2, 0? 3. Назвать несколько значений х, при которых значение функции положительно. 4. Назвать несколько значений х, при которых значение функции отрицательно.
1
3
5
1
2
-1
-2
х
у
х
у
1
3
5
1
2
3
3
-1
урок 3
Задача
Дана функция у=х2+2. Выяснить, принадлежат ли графику этой функции точки с координатами (1;3), (2;2).
Решение:
1) Найдем значение у при х=1: у(1)=12+2=3. Т.к. у(1)=3, точка (1;3) принадлежит графику данной функции.
2) Найдем значение у при х=2: у(2)=22+2=6. Т.к. у(2)=6, точка (2;2) не принадлежит графику данной функции.
урок 3
Функция задана формулой у=4 – 3х а) Найдите значение функции, если значение переменной х равно -4. б) Найдите значение переменной х, при котором значение функции равно 1. в) Какие из точек принадлежат графику этой функции А(0;4), В(-1,5;8,5), С(1/3; 1), Д(-2; 2).
2. Выразите из формулы s=s0+vt переменную t.
1 вариант
2 вариант
урок 3
Графиком функции у = kх при любом значении k является прямая, проходящая через начало координат. Начало координат принадлежит графику, поэтому для построения графика у = kх достаточно найти еще одну точку
Задача
Построить график функции у = kх при 1)k=1, 2)k= -1, 3)k = 0
х
1
3
1
-1
-1
у
у
у
1
1
1
-1
-1
х
у
х
у
у=0
у = -х
у = х
Прямая у = х делит I и III координатные углы пополам
Прямая у = -х делит II и IV координатные углы пополам
Прямая, совпадающая с осью абсцисс
урок 4
Расположение графика функции у = kх в координатной плоскости зависит от коэффициента k.
х
у
k<0
k>0
При k>0 - в I и III координатных четвертях.
При k<0 – во II и IV координатных четвертях.
урок 4
урок 4
Цели урока: выйти на более высокий уровень осмысления теории – применение математики к реальным физическим процессам, выявить глубокие связи, существующие между физикой и математикой.
Урок – практическая работа
Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает рабочую карту и выполняет предложенные задания:
группа рассматривает зависимость между массой тела и его объемом.
группа рассматривает зависимость между путем, пройденным телом и временем.
группа рассматривает зависимость между стороной квадрата и его периметром.
1
2
3
Вывод:
Каждая из рассмотренных зависимостей описывается с помощью функции у=kх – прямой пропорциональности
Домашнее задание: приведите примеры реальных процессов, описываемых функцией прямой пропорциональности
урок 5
урок 6
Примеры:
Плотность вещества при постоянной массе обратно пропорциональна его объему.
При равномерном движении на одно и том же пути скорость обратно пропорциональна времени
х
у
урок 6
у = I2хI =
х, если х≥0,
-2х, если х≤0,
у = IхI =
2х, если х≥0,
-х, если х≤0,
у
у
х
х
у = х
у = -х
у = -2х
у = 2х
1
1
-1
-1
1
1
-1
-1
Домашнее задание: Постройте график функции у = I ½ хI
у = IхI
у = I2хI
урок 6
Примеры: у = 2х + 6, где k=2, b=6
у = 1 – ½ х, где k=1/2 , b=1
Задание: из данных функций выделите линейные
у = 2х + 1
у = ½ - 3х
у = 2х – 4х2
у = 5
у = 5,6х
у = 3х2 + 3
у = 2/х
у = 8х/5
у = 3х2 + 2
урок 7
2) Построить в этой же системе координат график функции у = 2х
у = 2х
у=2х+5
Вывод:
График функции у= kх + b получается сдвигом графика функции у = kх на b единиц вдоль оси ординат. Графики функций у=kх и у=kх+b – параллелльные прямые
Графиком линейной функции является прямая, которую строим по двум точкам.
0
(х1;у1)
(х2;у2)
0
урок 7
х
у
у = 2х + 2
2
- 1
урок 8
1группа
у=2х, у=2х+3
у=2х-2
у = -2х, у = -2х+3
у = -2х-2
у=х+1, у=3х+1
у=0,5х+1
у = -х-1, у = -3х-1
у = -0,5х-1
…и ответить на вопросы:
2 группа
3 группа
4 группа
Графики функций представляют собой…(продолжить) 2) Что общего в формулах этих функций? 3) Пересекаются ли графики функций? В какой точке? 4) Каково значение коэффициента по знаку? 3) Какой угол наклона графиков функций к оси Ох? 4) Чему равна ордината точки пересечения графиков с осью Оу? 5) Каково соотношение между значениями коэффициента k и величинами углов наклона графиков к оси Ох? (только для 3 и 4 группы)
урок 8
урок 8
х
у
2
1
2
0
у =kх+b
у =kх+1
По графику выбираем произвольную точку и определяем ее координаты: если х=2, то у=2
2 = 2k+1
Решаем уравнение
k=0,5
2 = 2k+1
Записываем формулу линейной функции у = 0,5х+1
урок 8
Задание по группам:
1 группа
2
группа
3
группа
4
группа
урок 8
Тема:
Цели:
Фронтальная, индивидуальная, коллективная
Тип урока:
Образовательная – продолжить отработку знаний, умений и навыков при решении задач по теме «Линейная функция и ее график», сформировать умение интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы. Развивающая – продолжить работу над формированием логического мышления, математической речи, навыками самоконтроля. Воспитательная – продолжить работу над формированием познавательного интереса к предмету, самостоятельности, аккуратности.
Формы работы:
Урок применения знаний, умений и навыков при решении задач
Связь математики с физикой, экономикой
Связь алгебры с геометрией
Межпредметные связи
Методы обучения:
Словесные, практические, наглядные, самостоятельная работа
урок 9
Постановка целей (1 мин.)
Актуализация знаний (10 мин.)
Решение задач (21 мин.)
Самостоятельная работа по карточкам (8 мин.)
Домашнее задание (2 мин.) №606, 595, карточки с индивидуальными заданиями
Итог урока (2 мин.): чем мы занимались? какие задачи решали?
Актуализация знаний
Фронтальная форма работы
урок 9
3)
Упражнение № 597 (1,3)
1) у = -2х +7 и у = 0,5х-5,5
3) у = 1-2х и у = х-5
Найти координаты точки пересечения графиков функций, не строя графиков
Коллективная и индивидуальная формы работы
урок 9
(количество булочек)
График спроса на булочки в школьной столовой
Фронтальная форма работы
урок 9
Графики движения автобусов
1
2
урок 9
Коллективная и индивидуальная формы работы
у = 5х, у = - х/5, у = -3х + 6
Укажите ту из них, график которой не проходит через начало системы координат. Постройте этот график
2) Задайте формулой линейную функцию, если известны угловой коэффициент k и координаты точки А, через которую она проходит:
k = - 2/3, А(-6;-3)
k = - 4, А(2;7)
урок 9
y = 1/x
Прямая, параллельная оси Ох
Парабола
Гипербола
Прямая, проходящая через
начало координат
Прямая
№3. Выберите описание каждой
математической модели.
Решаем!
у = k/x
k > 0 – I u III ч.
k < 0 – II u IV ч.
Парабола.
3.
Провести ось
симметрии.
О (т;п)
(х1;0)
(х2;0)
2.
Найти координаты вершины параболы
(т; п).
3.
Провести ось симметрии.
4.
Определить точки пересечения графика
функции с осью Ох, т.е. найти нули
функции.
5.
Составить таблицу значений функции
с учетом оси симметрии параболы.
Экзаменационный сборник: № 177 (1).
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть