Слайд 1 П р о г р а м м а
Э Л
Е К Т И В Н О Г О К У Р С А
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
“В мире функций и графиков”
(учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов)
Автор - В.Г.Резник,
учитель математики СОШ № 3
Слайд 2Введение
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий и технологий качественного образования предполагает
снижение перегрузки , утомляемости школьников, создание психологического комфорта в условиях реализации программы развития школы «Адаптивная школа».
Слайд 3Здоровый человек готов к продуктивному сотрудничеству , он доброжелателен, ориентирован на
приемлемые формы построения своих отношений с другими людьми.
Слайд 4Программа элективного курса «В мире функций и графиков» имеет предметную направленность,
где с учетом усвоения фактического материала учащиеся должны обрести уверенность в своей компетентности в изучаемой области и в целом по предмету.
Слайд 5Пояснительная записка
Актуальность:
Понятие «функция» одно из основных маематических и общенаучных понятий, широко
используемых в физике, химии, технических дисциплинах.
В школьном курсе изучается в разных блоках программного материала. На обобщение и систематизацию как правило не хватает времени.
Слайд 6Практика показывает, что учащиеся не глубоко усваивают понятие «функции», затрудняются в
построении графиков и определении свойств по графику, а в дальнейшем испытывают затруднения в исследовании функции средствами математического анализа.
Необходимость качественной подготовки к ЕГЭ.
Слайд 7Элективный курс:
Поддерживает изучение основного курса.
Направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся.
Направлен
на реализацию внутрипредметных связей.
Способствует более качественному усвоению базового курса математики.
Направлен на профильную дифференциацию и индивидуальное развитие школьника.
Предполагает соблюдение гигиенических критериев рациональной организации занятий методом использования разнообразных видов деятельности.
Слайд 8Цели изучения курса:
Систематизация математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных предметов;
Повышение математической и общей культуры;
Создание эмоционального комфорта в условиях подготовки к экзаменам;
Формирование интереса и положительной мотивации к решению задач базового уровня, а также прикладных и практических задач;
Формирование навыков исследовательской деятельности через содержание материала и творческие работы.
Слайд 9Структура и содержание курса:
Теоретический материал;
Практические задания;
Проектная часть;
Задания на актуализацию знаний, их
расширение и систематизацию.
Домашние задания.
Слайд 10Формы работы:
лекции;
семинары;
практические и самостоятельные работы со справочным и энциклопедическим материалом;
работа в
группах и парами;
индивидуальная работа над проектом.
Слайд 11В результате изучения курса учащиеся должны :
знать историю формирования понятия функции,
иметь представление о прикладном значении функции;
уметь находить область определения и область значений элементарных функций;
знать способы задания функций, уметь их применять;
уметь читать графики функций;
уметь определять элементы поведения функции, выполнять преобразования графиков;
строить графики функций, содержащих знак модуля;
уметь решать уравнения и неравенства с помощью графиков.
Слайд 12Тематический план
1. История развития понятия функции.Элементарные функции.
Лекция – 1 час
2.Способы задания функции. Элементы поведения. Графики.
Семинар - 2 часа
3.Квадратичная зависимость и замечательная парабола.
Практическое занятие – 2 часа
4.Уравнения и неравенства на координатной плоскости.
Лекция - 1 час
Практическое занятие -3 часа
Слайд 135. Алгебра графиков (деформация, дфижение, модули)
Лекция - 1 час
Практическое занятие – 4 часа
6. Итоговое занятие
Консультация - 1 час
7. Защита проектов
Практическое занятие – 2часа
Слайд 14Содержание занятий
Тема 1
Пропедевтический период(с древнейших времен до 17 века). Понятие
функции через механическое и геометрическое представление (17в.) Аналитическое определение функции (17в.) Идея соответствия (19в.) Дальнейшее развитие понятия функции (20в.)
Элементарные функции.
Слайд 15Практическое задание:
конструирование образа числовой функции;
обсуждение предложенных вариантов;
Домашнее задание:
придумать примеры
функциональных зависимостей из различных областей знаний.
Слайд 16Тема 2:
Обобщение способов задания функций
Область определения функции
Область значений функции
Четность
и нечетность. Симметрия
Интервалы знакопостоянства и монотонности
Нули функции
Наибольшее и наименьшее значения функции. Отражение свойств функции на графике.
Чтение графиков.
Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля.
Слайд 17Практическое задание:
Работа в микрогруппах по подготовке проектов сообщений о примерах функциональной
зависимости в различных областях. Защита составленных проектов и коллективное обсуждение.
Домашнее задание:
Построить график функции и провести исследование (подготовить на альбомном листе)
Слайд 18Тема 3:
Квадратичная зависимость и замечательная парабола
Роль параметров в квадратном трехчлене и
свойства параболы в зависимости от их значений
Слайд 19Практическое задание:
С помощью компьютерного тренажера анализируют изменение параболы в зависимости от
изменения параметров а, в,с
Результаты анализа оформляют в таблицу. Делают выводы.
Выполняют тестовую работу на определение соответствия формулы квадратного трехчлена изображенному графику параболы.
Домашнее задание:
задания из «Сборника заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе» (Л.В.Кузнецова и др.,2-е изд.,М.-:Просвещение,2007г.)
Слайд 20Тема 4:
Задание областей на координатной плоскости, ограниченных вертикальными и горизонтальными прямыми,
их системами, линейными неравенствами с двумя переменными и их системами. Линейные и квадратные уравнения и их системы на координатной плоскости.Линейно-кусочные функции. Задачи с параметрами.
Слайд 21Практическое задание:
Выполнение заданий из пособия Лаппо Л.Д.
М.: Издательство «Экзамен»,2007, самостоятельно и
в парах.
Творческая работа: составить аналогичные примеры. Обмен заданиями между группами.
Защита предлагаемых решений.Устная рецензия на выполненное задание группой, предложившей задание.
Домашнее задание:
Подготовить мини-сообщения о примерах физических деформаций.
Слайд 22Тема 5:
Построение графиков путем движения без деформаций. Сдвиг с деформацией. Графики
функций со знаком модуля.
Практическое задание:
С помощью компьютера демонстрируются примеры функций.
По заданным формулам определяют виды преобразований. Составляют план построения графиков.Строят графики. Работа завершается исследованием свойств.
Домашнее задание: подготовка проектов курсовых работ, вопросов на консультацию.
Слайд 23Тема 6
консультация по подготовке проектов по выбранным темам курсовой работы.
Тема 7
защита
проектов.
Слайд 24Темы курсовых работ
Функция вокруг нас(о примерах функций в жизни человека)
Примеры функциональных
зависимостей в естествознании( химии,биологии).
Функция в физике и геометрии.
Идея соответствия.
Понятие функции в математике до 17 века.
Слайд 25Литература:
В.С.Крамор.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа.2-е изд.-М.:Просвещение, 1993.
Г.Е.Шилов.Что
такое функция? Методический журнал «Математика в школе», №1,2003г.
Вокруг квадратного трехчлена. Серия «Математический клуб «Кенгуру», выпуск № 5,2002.
Л.В.Тарасов.Беседы об основных понятиях, М:Просвещение, 1979г.
Л.А.Басова,Т.И.Бычкова.Элементарная математика в задачах.КГПУ-Петрозаводск,2005
И.М.Гельфанд, Е.Г.Глаголева.Функции и графики,М.,1965