Слайд 2Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить)
нужную информацию.
Слайд 3Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре
благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Слайд 4Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспоминании, по
своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств.
Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» ранее бывших нервных процессов.
Слайд 6Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее
значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.
К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Слайд 7Концентрация внимания
Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от
всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.
Слайд 8Распределение внимания
Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий
– например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.
Слайд 9Объем внимания
При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных
объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.
Слайд 10Переключение внимания
Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало
быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели.
Слайд 11Устойчивость внимания
Это длительность сосредоточенности сознания. Факторами устойчивости внимания :
интерес к материалу
связь
изучаемого материала с потребностями личности
содержательность и сложность выполняемой работы
комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
особенности личности (например, темперамент и волевые качества).