Слайд 1Значение сенсомоторной сферы в развитии детей с ОВЗ.
Слайд 2На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это
естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно
Слайд 3 ТЕРМИН
Сенсорное развитие - (от латинского – чувство, ощущение) предполагает формирование у
ребенка процессов восприятия и представлений
о предметах, объектах и
явлениях
окружающего мира.
Слайд 4 Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус
Слайд 5В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов –
общепринятых образцов свойств предметов. Например:
Слайд 6 Значение сенсорного воспитания
является основой для интеллектуального развития
упорядочивает хаотичные представления
ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Слайд 7
Система работы
обогащение теории и практики
дошкольного воспитания, т. е. разработка и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду
Слайд 8 Задачи сенсомоторного развития
формирование у детей систем перцептивных
(обследовательских) действий;
•формирование у детей
систем сенсорных эталонов
обобщенных представлений о свойствах, качествах и
отношениях предметов;
•формирование у детей умений самостоятельно применять
системы перцептивных действий и системы эталонов в
практической и познавательной деятельности.
•создание условий, способствующих развитию у детей
широкой ориентировки в окружающем их предметном
мире;
Слайд 9 Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности
Изобразительная
Конструктивная
Трудовая
Игровая
учебная и т.д.
Слайд 10
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ПРОСТРАНСТВА
Игры и оборудование:
•для развития мелкой моторики и речи
•восприятия формы и величины
•для формирования цветового восприятия
•для слухового развития
•для развития тактильных ощущений и обоняния
•для художественно –творческого развития
•для элементарного экспериментирования
•для развития интеллектуальных и конструктивных
способностей
Слайд 14Упражнения с прищепками и скрепками
Слайд 15С массажным мячиком и шариками Су-Джок
Слайд 19Игры со шнуровкой
·
- развивают сенсомоторную координацию,
- мелкую моторику
рук;
- развивают пространственное
ориентирование, способствуют усвоению
понятий "верх", "низ", "право", "лево";
- формируют навыки шнурования;
- способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
В играх с шнурованием развивается
глазомер, внимание, слуховая память,
тренируется усидчивость
Слайд 23Формы работы по сенсорному воспитанию
детей
сенсорные занятия,
• дидактические игры,
•
индивидуальная работа с детьми,
• интерактивные выставки;
• коллекционирование;
• мини-музеи;
• развлечения;
• проектирование
Слайд 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
•Сенсорное воспитание
обеспечивает широкий
развивающий эффект,
который проявляется в
развитии мышления,
деятельности и речи ребенка.
•Сенсорное воспитание
подводит детей к
осуществлению первых
самостоятельных
обобщений, основанных на
внешних, чувственно
воспринимаемых свойствах
предметов.