Слайд 1Здоровьесберегающие технологии в образовании
учитель Чепилевский С.В. .
ГОУ ТО «Донская школа
№3 «
2017 г.
Слайд 2 Понятие « здоровьесберегающая технология» к качественной характеристике любой общеобразовательной
технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учащихся.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего?- однозначное и строгое определение целей обучения.
Что? – отбор и структура содержания,
Как? - оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? - методы, приёмы и средства обучения,
Кто? - реальный уровень квалификации учителя,
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Слайд 3
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время, понятие «Здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий.
Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым
В образовании он выделяет несколько групп:
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ);
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
4. Технологии обеспечения безопасности (ТОБЖ);
Слайд 4Медико-гигиенические технологии (МГТ)
Здововьесберегающие технологии по. Смирнову Н.К.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
Экологические здоровьесберегающие
технологии (ЭЗТ)
Технологии обеспечения безопасности (ТОБЖ)
Слайд 6К медико-гигиеническим технологиям относят:
- организацию мониторинга здоровья обучающихся;
- разработку рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
- организацию и контроль питания учеников;
- контроль за физическим развитием обучающихся;
- организацию профилактических мероприятий и «дня здоровья»;
- контроль и обеспечение требований СанПинНов;
- помощь в организации здоровьесберегающей внутришкольной среды.
Медико-гигиенические технологии (МГТ)
Слайд 7Физкультурно-оздоровительные технологии в общем образовании- технологии, направленные на сохранение, укрепление и
физическое развитие обучающихся:
- развитие физических качеств, двигательной активности обучающихся;
-закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
-оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах;
-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
Слайд 8 Реализация физкультурно-оздоровительных технологий должна осуществляться специалистами по физическому воспитанию
в условиях специально организованных форм оздоровительной работы, а также медицинскими работниками.
Однако отдельные приёмы этих технологий могут применяться учителями в различных формах организации образовательного процесса.
Слайд 9Экологические здоровьесберегающие технологии –ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и
слабо задействованы. Направленность этих технологий- создание природоспособных экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений людей с природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зелёные растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Слайд 10Технологии обеспечения безопасности – их реализуют специалисты по охране труда, защите
в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни - требования и рекомендации этих специалистов подлежит обязательному учёту и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов- курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает её директор.
Технологии обеспечения безопасности (ТОБЖ)
Слайд 11
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)-делятся на 3 подгруппы:
Отдельное место занимают еще две
группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие, личностно-развивающие технологии (САЛРТ)
Организационно-педагогические технологии (ОПТ)
Психолого-педагогические технологии (ППТ)
Учебно-воспитательные технологии (УВТ)
Слайд 12социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) . включают технологии,
обеспечивающие формирование и
укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.
Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья обучающихся.
Слайд 13 Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий а ОУ предполагает два
важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения.
Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.
В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.
Слайд 141.Уровень района, города
Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений,
предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории.
Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.
Слайд 152. Уровень школы
2. Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается
с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья обучающихся.
Слайд 16На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:
создание оптимальных гигиенических,
экологических и других
условий для образовательного процесса;
- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:
- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;
- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Слайд 173. Уровень класса
Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа
каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
Слайд 18Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя
у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:
- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);
Слайд 19- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
- провести
«ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;
- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Слайд 20Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного
пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Слайд 21Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов
и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.