Презентация, доклад на тему Критериальная система оценивания

Содержание

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству.

Слайд 1Критериальная система оценивания

Критериальная система оценивания

Слайд 2 Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству.


Уильям Джеймс
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству.

Слайд 3Обсуждение:
От чего зависит уровень учебной мотивации учащегося?

Обсуждение:От чего зависит уровень учебной мотивации учащегося?

Слайд 4От чего зависит уровень учебной мотивации учащегося?
Авторитет педагога (умения, компетентность,

личностный уровень);
Способности ребенка;
Система оценивания;
Сформированность учебных навыков
От чего зависит уровень учебной мотивации учащегося? Авторитет педагога (умения, компетентность, личностный уровень); Способности ребенка; Система оценивания;

Слайд 5 - Оценивание: Для чего это нужно?

- Что такое качественное

оценивание?

- Какова цель оценивания?
Кто является заинтересованными сторонами оценивания?

- Существует ли разница между понятиями: учебные цели и ожидаемые результаты?

- Какие инструменты оценивания вы используете в своей деятельности?

- Какие «+» и «-» современной системы оценивания Вы можете выделить?
Существует ли необходимость изменения системы оценивания?

- Что такое критериальное оценивание?
- Каковы предпосылки внедрения критериального оценивания?
- Оценивание: Для чего это нужно? - Что такое качественное оценивание? - Какова цель оценивания? Кто

Слайд 6ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ?





Если оценивание позволяет
Определить цель и ожидаемый результат
Сопоставить возможности/потребности

с ожидаемыми результатами
Планировать
Рассматривать критически варианты решений/пути достижения результатов
Мониторить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки
Реагировать, планировать и принимать альтернативные решения
Придерживаться краткого, понятного и конструктивного стиля в фиксировании результатов
Проводить анализ результатов и данных (дневник, портфолио, статья, презентации и др.)
Проводить рефлексию
Принимать решения, как именно надо изменить собственную практику, чтобы устранить ее недостатки и решить проблему
Делиться результатами своей деятельности с коллегами
Сохранять преемственность и ориентироваться на потребности обучающихся и помощь коллег



ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ?Если оценивание позволяетОпределить цель и ожидаемый результатСопоставить возможности/потребности с ожидаемыми результатамиПланироватьРассматривать критически варианты решений/пути

Слайд 7Оценивание - это
Процесс сбора и анализа информации из различных источников для

глубокого понимания того, что знают и понимают учащиеся в результате обучения и как они могут эти знания и понимание применить.

- Учащиеся;
- Родители;
- Школы;
- Администрация школы;
- Работодатели;
- Государственные органы принимающие решения;
- Общество;
Общественное мнение об образовании и учеников;

Стороны, заинтересованные в оценивании

Оценивание - этоПроцесс сбора и анализа информации из различных источников для глубокого понимания того, что знают и

Слайд 8Термин «Критериальное оценивание» впервые применил Юджин Роберт Глейзер (1963) и этот

термин характеризует процесс соответствия между уровнями учебных достижений учащихся и достигнутого потенциала.
Критериальное оценивание – процесс оценивания учебных достижений в соответствии с целями и содержанием образования, выработанных внутри коллектива, основанный на четких критериях, понятных учителю, учащимся и родителям.
Критериальное оценивание не сравнивает достижения учащихся друг с другом и не делает зависимыми друг от друга, а также направлено на предоставление информации об уровне компетентности каждого ученика.

Glaser, R. 1963. Instructional technology and the measurement of learning outcomes: some questions. The American psychologist. Issue: 8. Vol.18. pp. 519 - 521

Термин «Критериальное оценивание» впервые применил Юджин Роберт Глейзер (1963) и этот термин характеризует процесс соответствия между уровнями

Слайд 9Виды оценивания
Формативное оценивание
Суммативное оценивание
Диагностическое оценивание
Какова разница между

данными тремя видами оценивания?
Виды оценивания Формативное оценивание Суммативное оценивание Диагностическое оценивание Какова разница между данными тремя видами оценивания?

Слайд 10Виды оценивания
Формативное оценивание
Оценивание для обучения. Оценивание учащихся в процессе учения и

преподавания. Целью оценивания для обучения является контроль обучения для предоставления постоянной обратной связи.

Суммативное оценивание
Оценивание учения. Целью суммативного оценивания является подведение итогов обучения в определенное время. Обычно суммативное оценивание по сравнению с оцениванием для обучения, часто проводимого в классе, является достаточно официальным и структурным.

Диагностическое оценивание
Измерение знаний и навыков для определения сильных и слабых сторон. применяется до начала учебного курса для определения обучаемой темы и/или отраслей, предназначенных для учебных групп учащихся.
Виды оцениванияФормативное оцениваниеОценивание для обучения. Оценивание учащихся в процессе учения и преподавания. Целью оценивания для обучения является

Слайд 11Модель критериального оценивания
Критериальное оценивание
Формативное оценивание
Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему
Суммативное оценивание за

четверть

Суммативное оценивание

Суммативное оценивание за уровень образования

Модель критериального оцениванияКритериальное оцениваниеФормативное оцениваниеСуммативное оценивание за раздел/сквозную темуСуммативное оценивание за четвертьСуммативное оцениваниеСуммативное оценивание за уровень образования

Слайд 12Перечень основных документов для оценивания:
Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (начального,

основного среднего, общего среднего образования).
Учебные программы (по предметам).
Учебный план (по предметам).
Правила критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализации общеобразовательных программ (начального, основного среднего, общего среднего образования);
Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной/ основной и общей средней школы.
Сборник заданий для формативного оценивания.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию.

Перечень основных документов для оценивания:Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (начального, основного среднего, общего среднего образования).Учебные программы

Слайд 15 Взаимосвязь обучения и оценивания
Ясность и доступность
Непрерывность
Направленность на

развитие
Объективность, достоверность, валидность


Основные принципы
критериального оценивания

Взаимосвязь обучения и оценивания Ясность и доступность Непрерывность Направленность на развитие Объективность, достоверность, валидность

Слайд 16 Взаимосвязь обучения и оценивания
Ясность и доступность
Непрерывность
Направленность на

развитие
Объективность, достоверность, валидность

- Какой из принципов вызывает
затруднение в понимании?

Основные принципы
критериального оценивания

Взаимосвязь обучения и оценивания Ясность и доступность Непрерывность Направленность на развитие Объективность, достоверность, валидность

Слайд 17Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно

связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Объективность, достоверность, валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

Основные принципы критериального оценивания

Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и

Слайд 18Объективность, достоверность и валидность
«ОБЪЕКТИВНОСТЬ  Отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение к чему-нибудь»
Словарь Ушакова

«ДОСТОВЕРНОСТЬ
Не подлежащая сомнению истинна»
Н.И.Кондаков /

Логический словарь.
«ВАЛИДНОСТЬ
Мера соответствия методик и результатов поставленным задачам; в статистике - достоверность исходной информации».
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Объективность, достоверность и валидность«ОБЪЕКТИВНОСТЬ  Отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение к чему-нибудь»Словарь Ушакова«ДОСТОВЕРНОСТЬНе подлежащая сомнению истинна»Н.И.Кондаков / Логический словарь. «ВАЛИДНОСТЬМера соответствия методик и результатов поставленным

Слайд 19Надежность/достоверность
Надежность – показатель степени, при котором инструмент оценивания дает стабильные и

устойчивые результаты.
Под надежностью, или релиабильностью  измерения понимается степень надежности, или точности, с какой может быть измерен тот или иной конкретный признак. Надежность теста (задания) характеризует воспроизводимость его результатов.




Надежность/достоверностьНадежность – показатель степени, при котором инструмент оценивания дает стабильные и устойчивые результаты. Под надежностью, или релиабильностью 

Слайд 20Валидность оценивания
Валидность показывает насколько хорошо тест (задание) проверяет/измеряет то, что он

должен измерить.
Валидность характеризует пригодность теста (задания) для измерения  определенной величины. Следует отметить, что нельзя говорить о валидности теста, не указав условий его применения.
Валидность оцениванияВалидность показывает насколько хорошо тест (задание) проверяет/измеряет то, что он должен измерить. Валидность характеризует пригодность теста

Слайд 21Задание: Какая из мишеней олицетворяет как валидность, так и достоверность?

Задание: Какая из мишеней олицетворяет как валидность, так и достоверность?

Слайд 22Не валидный и недостоверный
Валидный и достоверный
Достоверный, но не валидный
Валидный и недостоверный

Не валидный и недостоверныйВалидный и достоверныйДостоверный, но не валидныйВалидный и недостоверный

Слайд 23Сравните результаты теста
Объясните высокую и низкую надежность/достоверность теста
Каковы наиболее вероятные

причины таких результатов?
Сравните результаты тестаОбъясните высокую и низкую надежность/достоверность теста Каковы наиболее вероятные причины таких результатов?

Слайд 24Методика постановки целей SMART
В результате ее использования ученик научится

ставить цель:
конкретную (Specific)
измеримую (Measurable)
достижимую (Achievable)
значимую (Relevant)
определенную во времени (Timed/Timed-bound)

Методика постановки целей SMART  В результате ее использования ученик научится ставить цель: конкретную (Specific) измеримую (Measurable)

Слайд 27ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИЯ ?
Таксономия - (от греч. taxis - расположение,

строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение.
Российский энциклопедический словарь
Орфографический словарь русского языка
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИЯ ? Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон)

Слайд 28ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ Б.БЛУМА
В своем труде «Таксономия образовательных целей: Сфера

познания» (1956г) Б.Блум описал шестиуровневое мышление и предложил список иерархически организованных когнитивных процессов, где каждый последующий уровень задания и результат обучения сложнее предыдущего и обязательно включает его.
Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.

ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ Б.БЛУМА 	В своем труде «Таксономия образовательных целей: Сфера познания» (1956г) Б.Блум описал шестиуровневое мышление

Слайд 29Таксономия Блума соответствует требованиям, которые предъявляются к выстраиванию уровней учебных задач

(заданий) для планирования ожидаемых результатов обучения
Таксономия учебных целей, уровней развития (когнитивных) познавательных способностей для полного усвоения учебного материала
Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельность

Таксономия Блума

Оценка

Синтез

Анализ

Использование

Понимание

Знание

Мышление высокого уровня

Иерархия умений и способностей

приводит к поверхностной учебе

Приводит к формированию функциональной грамотности

Таксономия Блума соответствует требованиям, которые предъявляются к выстраиванию уровней учебных задач (заданий) для планирования ожидаемых результатов обученияТаксономия

Слайд 30Примеры заданий

Примеры заданий

Слайд 31Учебные задания должны быть четкие и понятные для каждого ученика.
Предложения

должны быть немногословны и всегда начинаться с глагола - ЧТО ДОЛЖЕН Я – УЧЕНИК – СДЕЛАТЬ.
Следует разработать к уроку столько заданий, чтобы занять всех учеников. Следует осознавать, что индивидуальные способности (возможности) обучающихся позволяют достичь определённого уровня согласно таксономии Б. Блума. На рисунке представлены ожидаемые результаты достижения определенного уровня всеми учащимися (ученик С), большинством (ученик В) и некоторыми (немногие, ученик А), в зависимости от индивидуальных возможностей.
Учебные задания должны быть четкие и понятные для каждого ученика. Предложения должны быть немногословны и всегда начинаться

Слайд 32УРОВЕНЬ «ЗНАНИЕ»
Уровень «ЗНАНИЕ» обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала, имеет своей

целью научить переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников

в кладовую ПАМЯТИ, т.е. превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ.
При конструировании учебных заданий используйте «глаголы-действия».

УРОВЕНЬ «ЗНАНИЕ»  Уровень «ЗНАНИЕ» обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала, имеет своей целью научить переносить информацию

Слайд 33УРОВЕНЬ «ПОНИМАНИЕ»

УРОВЕНЬ «ПОНИМАНИЕ»

Слайд 34Уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» имеет целью научить применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу

или алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию».
Данный уровень – это этап «продуктивного действия», который обозначает умение обучающегося применять изученный материал в знакомой или новой ситуациях.

На этом уровне учеником достигается предметный результат обучения, которые требуют от обучающихся более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» имеет целью научить применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру

Слайд 35Уровень «АНАЛИЗ» имеет целью научить посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции)

на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ открывать для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Эта категория в иерархии мыслительных процессов обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура.

На данном уровне необходимо сконструировать задание таким образом, чтобы открытие нового знания
стимулировало творческое,
критическое мышление.

Уровень «АНАЛИЗ» имеет целью научить посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ открывать

Слайд 36Уровень «СИНТЕЗ» имеет целью научить посредством алгоритма синтеза.
Эта категория в

иерархии мыслительных процессов таксономии Блума обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны.

Новым продуктом на данном этапе может выступить сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений).

Уровень «СИНТЕЗ» имеет целью научить посредством алгоритма синтеза. Эта категория в иерархии мыслительных процессов таксономии Блума обозначает

Слайд 37Уровень «ОЦЕНКА» - это пик сложности учебных заданий.
Для достижения личностного

результата обучения, ученик должен оценить, сформулировать собственную оценку изученному явлению, аргументировать свою позицию и привести доказательства, причём его мнение не обязательно должно совпадать с мнением учителя и общепринятым в целом.

Уровень «ОЦЕНКА» имеет целью научить делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ на предыдущих уровнях.

Уровень «ОЦЕНКА» - это пик сложности учебных заданий. Для достижения личностного результата обучения, ученик должен оценить, сформулировать

Слайд 38Цель современного урока - это научить учащегося получать знания самостоятельно, вооружить

их нужными инструментами, т.е. техникой учения.
Для того, чтобы спроектировать эффективный урок, необходимо использовать эффективные формы его организации, такие как индивидуальные, групповые и парные.
Индивидуальные формы работы позволяют обучающемуся сосредоточиться на выполнении отдельных заданий и нести ответственность за собственное обучение.
Групповая деятельность в свою очередь предполагает решение более сложных задач, чем те, которые учащиеся могут решить индивидуально в рамках классического урока (45 минут). Работа в группе позволяет учащимся развивать межличностные навыки при наблюдении и общении, уметь самовыражаться и поддерживать других. Главная цель группового обучения – приобщение учащихся к совместной работе с группой сверстников в коллаборативной среде. Этот вид работы очень эффективен при повторении изученного, обобщении темы или раздела.
Пары могут быть эффективны для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня (например, принятие решений, решение проблем) и для обучения сверстников.
Цель современного урока - это научить учащегося получать знания самостоятельно, вооружить их нужными инструментами, т.е. техникой учения.

Слайд 39Процесс формативного оценивания

Процесс формативного оценивания

Слайд 41Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную

связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.
Принципы ФО:
часть преподавания и учения («оценивание для обучения»);
охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);
безотметочное оценивание;
осуществляется в соответствии с критериями оценивания;
предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося;
использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.
Функция учителя в процессе формативного оценивания:
четко прописывает критерии оценивания согласно целям обучения;
составляет задания согласно критериям оценивания;
составляет дескрипторы к заданию;
предоставляет эффективную обратную связь учащимся;
вносит корректировки в обучение и в процесс оценивания;
Учащийся:
активно участвует в учебном процессе;
понимает критерии оценивания и дескрипторы;
самооценивают/оценивают друг друга.


Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и

Слайд 42Условия для формативного оценивания
знание и понимание учащимися целей обучения
эффективная обратная

связь с учениками
активное участие учащихся в процессе собственного познания
знание и понимание учащимися критериев оценивания
возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания
Условия для формативного оцениваниязнание и понимание учащимися целей обучения эффективная обратная связь с ученикамиактивное участие учащихся в

Слайд 431. Знание и понимание учащимися целей
Как это сделать?

На начальном

этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока

Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей

Делегирование полномочий ученику в самостоятельном планировании целей учения

1. Знание и понимание учащимися целей Как это сделать? На начальном этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения

Слайд 44Взаимооценивание «Сэндвич похвалы»
Положительный комментарий
Конструктивная критика
и объяснение того, как можно улучшить

результат
Взаимооценивание «Сэндвич похвалы»Положительный комментарийКонструктивная критика и объяснение того, как можно улучшить результат

Слайд 45

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который

надо зажечь…

Плутарх

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь…Плутарх

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть