Презентация, доклад на тему Занятие по освоению эмпирического метода психолого-педагогического исследования

Содержание

Методы педагогического исследованияМетоды педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Основные методы педагогического исследования представлены на следующей схеме:

Слайд 1Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Наблюдение.
Выполнила: студентка гр.917-м
Новикова Алина

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.  Наблюдение.Выполнила: студентка гр.917-мНовикова Алина

Слайд 2Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. 

Основные методы

педагогического исследования представлены на следующей схеме:
Методы педагогического исследованияМетоды педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Основные методы педагогического исследования представлены на следующей схеме:

Слайд 4Эмпирические методы педагогического исследования
К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование,

педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.  
Эмпирические методы   педагогического исследованияК эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение

Слайд 5Наблюдение
Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в

различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания. Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания многие детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте. 
НаблюдениеНаблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его

Слайд 6Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по

определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.

К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.
Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а

Слайд 7Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...
- на достоверность

результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
- достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);
- личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.

Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...- на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя,

Слайд 8Задание:
Приведите примеры наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

Задание:Приведите примеры наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

Слайд 9В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное,

т. е. наблюдение за одними и теми же лицами в течение длительного времени) и ретроспективное (обращенное к прошлому)

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы.
За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития дет
ей.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное, т. е. наблюдение за одними и

Слайд 10Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе

применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.


Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности

Слайд 11Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :
Высокая затратность

(особенно на повторное изучение).
Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
«Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
Возникновение эффекта Хоуторна

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :Высокая затратность (особенно на повторное изучение).Техническая сложность осуществления

Слайд 12Задание 2.
Подготовить сообщение об использовании ретроспективного наблюдения в исследованиях.

Задание 2.Подготовить сообщение об использовании ретроспективного наблюдения в исследованиях.

Слайд 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.
Выбор возможных критериев классификации видов наблюде­ния отражает, по существу,

весь спектр проблем и позиций, связан­ных с определением наблюдения как самостоятельного научного ме­тода.Это проблемы связи его с теорией и этапом исследования, проблемы учета "позиции" исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы отчета о наблю­даемом событии.
 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.Выбор возможных критериев классификации видов наблюде­ния отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связан­ных

Слайд 141. Наблюдение и цели исследования.
В зависимости от содержания целей исследования подразделя­ют наблюдение

свободное (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относи­тельно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблю­дения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошным и выбороч­ным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исс­ледователя процесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению.
1. Наблюдение и цели исследования.В зависимости от содержания целей исследования подразделя­ют наблюдение свободное (иногда его называют нерегулируемым и

Слайд 152.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.
Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его

проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуа­ции, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточня­ются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа ис­следования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведыватель­ных, поисковых социологических исследованиях.
Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступа­ющих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.
2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.  Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план

Слайд 163. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.
Наблюдение как метод сбора данных

применимо на пред­варительных этапах исследования, когда нет разработанных гипо­тез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связа­но с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблю­дения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые на­правлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения объек­та и наблюдение в случаях сознательно принятой цели мини­мальной селективности и максимального охвата разных сторон и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.Наблюдение как метод сбора данных применимо на пред­варительных этапах исследования, когда

Слайд 174. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя.
С этой точки зрения

можно выделить невключенное (внешнее) наблюде­ние как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.
4. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя.С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюде­ние как

Слайд 185. Виды наблюдения в зависимости от его организации
В зависимости от ситуации

наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естест­венных условиях.
5. Виды наблюдения в зависимости от его организацииВ зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное

Слайд 19Лабораторное занятие.
Цель: Отработка избирательности восприятия при наблюдении.
План:
1.Упражнение «Что

изменилось?».
2. Упражнение «Пять вопросов».
3. Упражнение «На футбольном матче».
4. Упражнение «Найди отличия».
5. Упражнение «Описание». Домашнее задание: провести наблюдение за людьми разных профессий, чтобы выявить те признаки, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности.
Литература: Основная: 1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001 2. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994 3. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006 Дополнительная: 1. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005 2. Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. – Киев, 1993.
Лабораторное занятие. Цель: Отработка избирательности восприятия при наблюдении. План: 1.Упражнение «Что изменилось?». 2. Упражнение «Пять вопросов». 3.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть