Слайд 1Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.
Наблюдение.
Выполнила: студентка гр.917-м
Новикова Алина
Слайд 2Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности.
Основные методы
педагогического исследования представлены на следующей схеме:
Слайд 4Эмпирические методы педагогического исследования
К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование,
педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
Слайд 5Наблюдение
Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в
различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания. Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания многие детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте.
Слайд 6Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по
определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.
К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.
Слайд 7Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...
- на достоверность
результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
- достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);
- личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.
Слайд 8Задание:
Приведите примеры наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.
Слайд 9В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное,
т. е. наблюдение за одними и теми же лицами в течение длительного времени) и ретроспективное (обращенное к прошлому)
В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы.
За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития дет
ей.
Слайд 10Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе
применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.
Слайд 11Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :
Высокая затратность
(особенно на повторное изучение).
Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
«Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
Возникновение эффекта Хоуторна
Слайд 12Задание 2.
Подготовить сообщение об использовании ретроспективного наблюдения в исследованиях.
Слайд 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.
Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу,
весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода.Это проблемы связи его с теорией и этапом исследования, проблемы учета "позиции" исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы отчета о наблюдаемом событии.
Слайд 141. Наблюдение и цели исследования.
В зависимости от содержания целей исследования подразделяют наблюдение
свободное (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошным и выборочным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исследователя процесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению.
Слайд 152.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.
Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его
проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях.
Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.
Слайд 163. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.
Наблюдение как метод сбора данных
применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения объекта и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных сторон и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
Слайд 174. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя.
С этой точки зрения
можно выделить невключенное (внешнее) наблюдение как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.
Слайд 185. Виды наблюдения в зависимости от его организации
В зависимости от ситуации
наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях.
Слайд 19Лабораторное занятие.
Цель: Отработка избирательности восприятия при наблюдении.
План:
1.Упражнение «Что
изменилось?».
2. Упражнение «Пять вопросов».
3. Упражнение «На футбольном матче».
4. Упражнение «Найди отличия».
5. Упражнение «Описание». Домашнее задание: провести наблюдение за людьми разных профессий, чтобы выявить те признаки, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности.
Литература: Основная: 1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001 2. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994 3. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006 Дополнительная: 1. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005 2. Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. – Киев, 1993.