Слайд 1РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Копилка приемов
Слайд 2Регулятивные универсальные умения
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и
пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.
Слайд 3Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Планирование – составление плана и последовательности
действий
Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия
Саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Слайд 4Понятие «прогнозирование»…
Во-первых, прогнозирование понимается как «процесс исследования», «анализ», то есть
как познавательная деятельность человека.
Во-вторых, прогнозирование понимается как познавательная деятельность, которая приводит к знанию будущего при определенных условиях.
В-третьих, прогнозирование определяется как познавательная прогностическая деятельность, результат которой имеет специфику: отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы.
Слайд 5
— это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Прогнозирование
Слайд 6
Показатели (характеристики) планируемых результатов
Прогнозирование:
может предвосхитить результат своей деятельности; может
определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.
Типовые задачи (задания)
Регулятивные прогнозирования.
направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей.
К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы: «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Слайд 7Прием –(метод) «Дельфи»
— это прием при котором в процессе исследования
исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий.
Основные особенности метода Дельфи следующие:
- полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме;
- снабжение экспертов необходимой информацией, включая и обмен мнениями между ними после каждого тура опроса;
- обеспечение анонимности аргументации и критики оценок.
Слайд 8
Приём «Фокус»
Разгадывая «секрет» фокуса, обучающий развивает свои умственные способности, начинает применять
знания в незнакомой жизненной ситуации.
Слайд 9
Мост из бумаги
Может ли бумага быть прочной, как мост?
Возьмите обычный листок
бумаги и положите его сверху на два стакана. Дайте детям попробовать положить что-то сверху. Бумага прогнется под тяжестью, и мостик сломается.
Скажите, что сейчас вы сделаете так, что мост из бумаги станет таким прочным, что по нему сможет проехать даже автомобиль (конечно, игрушечный). Сложите бумагу несколько раз, чтобы она стала гармошкой.
Теперь мост готов выдержать самые сложные испытания!
P.S. А вы знали, что настоящие мосты выдерживают такие огромные массы именно благодаря таким хитростям? :)
Слайд 10
Данный прием используется на этапе или после этапа планирования.
Педагог спрашивает:
«Как вы считаете, с какими трудностями мы можем встретиться при выполнении данной работы (задания, проекта и т.д.)?
Как эти трудности преодолеть?
Каких помощников будем использовать в работе? (справочники, словари, Интернет, помощь взрослого и пр.)
Как думаешь, какой результат может получиться?» и т.д.
Затем организуется обсуждение: оправдался ли прогноз и почему.
Прием «Прогнозирование результатов деятельности»
Слайд 12Прием «Дерево предсказаний»
Этот приём подходит для развития умения
аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
“Листочки” - прогнозы
“Веточки” - аргументы
“Ствол дерева” - это тема
Слайд 13
Прием прогнозирование по иллюстрации
Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация.
Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.
Слайд 14
Прием «Прогнозирование по на основе заголовка текста»
Прогнозирование на основе заголовка текста
является эффективным, если заголовок совпадает с темой текста и напрямую отражает то, о чем пойдет речь в тексте.
Умения предвосхитить содержание текста по заголовку существенно облегчает процесс аудирования, поскольку учащиеся по названию текста могут с большей вероятностью прогнозировать общую тематику предъявляемого текста, основные проблемы, затрагиваемые в связи с темой текста, а также возможные пути их решения.
Слайд 15«Вы растите поколение, которое боится малейших неудач»
https://www.facebook.com/WeAreTeachers/posts/10156769798913708
Слайд 16Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Планирование – составление плана и последовательности
действий
Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия
Саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Слайд 17Прием «Работа со словарем»
Оценка — многозначное слово:
Оценка, в философии — способ
установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.
Оценка, в математической статистике — это статистика, которая используются для оценивания неизвестных параметров распределения случайной величины.
Оценка (метрология) — приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным.
Оценка, в экспертизе — точнее заключение эксперта при экспертизе (экспертном оценивании).
Оценка, в педагогике — выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы).
Слайд 18Понятия «оценка» и «отметка» тождественны или есть между ними разница?
Отметка
понимается прежде всего как уровень или степень освоения образовательного стандарта.
Оценка больше направлена на характеристику личности человека и его усилий. Она, с одной стороны, обращена внутрь человека, с другой — несомненно сравнивает его успехи со своими же успехами, но в прошлом, или с успехами других людей.
Прием «Сравнение»
Слайд 19– выделение
и осознание того, что уже усвоено и что ещё
Слайд 20Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их
деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке.
Сотрудничество с педагогом в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Критерии и способы оценивания дети получают от взрослых.
Слайд 21Прием «Выработка критериев оценки»
Учащимся предлагается список критериев оценки выполнения учебных заданий.
Предлагается расположить их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д.
Перечень критериев может включать:
Правильность ответа,
аккуратность,
оригинальность способа решения,
привлечение дополнительной информации сверх программы,
эрудированность,
приложенные усилия,
аргументированность,
понимание существа проблемы,
Умение доказать свою точку зрения,
самостоятельность,
скорость
ответа (решения),
уверенность.
Слайд 22Прием «Оценочное окно»
Сразу могу применить
Совсем непонятно
Хорошо понятно
Никогда не смогу
применить
Слайд 23
Прием «Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились
хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Слайд 24
Прием «Анализ динамики собственных
образовательных результатов»
Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность, успеваемость по
предмету в конце каждой четверти и заполнить таблицу:
Слайд 25
Прием «Взаимооценка»
Возможные способы оценивания:
1-ый способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего
ученика
сразу же после выполнения самостоятельной
работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет
обмен тетрадями и оценивание в паре.
Слайд 26
Прием "Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)"
Учитель выбирает 4—7 ключевых слов (в
зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить:
а) восстанавливают фабулу (сюжет) истории, в которой фигурируют эти понятия;
б) воспроизводят какой-либо процесс, опираясь на эти слова (исторический, природный, хими¬ческий и т.д.);
в) занимаются сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте.
Слайд 27
Прием «Прогностическая оценка»
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что
изученную тему. После того, как учащиеся познакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если учащийся оценил себя знаком «+» и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.