Презентация, доклад на тему Выявление критериев и результативности в деятельности классного коллектива (технология Триз и мотивы учащихся)

Содержание

«Чтобы взрослый человек мог стать изобретателем, он должен с детства учиться нестандартно мыслить»

Слайд 1

Выявление критериев и результативности в деятельности классного коллектива
Педагог-психолог
МОУ гимназии №1
Магистр

психологии
Седова Марианна Игоревна
Выявление критериев и результативности в деятельности классного коллективаПедагог-психолог МОУ гимназии №1Магистр психологииСедова Марианна Игоревна

Слайд 2«Чтобы взрослый человек мог стать изобретателем, он должен с детства учиться

нестандартно мыслить»
Анатолий Гин
«Чтобы взрослый человек мог стать изобретателем, он должен с детства учиться нестандартно мыслить»

Слайд 3 «… активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения –

знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности… .
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество. Как совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем» (А.Н.Кондаков).
Эта цитата взята из материалов ФГОС, и на наш взгляд, отражает сущность целеполагания новой парадигмы.
Чтобы реализовать эту цель, учителю необходимо найти адекватные средства и подходы.
Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть технология ТРИЗ.
«… активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде,

Слайд 4
Что же это такое «ТРИЗ»?

ТРИЗ – это теория решения

изобретательских задач

Что же это такое «ТРИЗ»? ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач

Слайд 5 ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это одна из самых уникальных

методик развития творческой деятельности школьников.
ТРИЗ - стала интересной для многих педагогов, увлеченных идеей развития творческих способностей ребенка.
В ТРИЗ существует много приемов работы для активизации творческих способностей в самой разной деятельности.
ТДМ учит ребенка самостоятельно определять возникшее затруднение в деятельности, ставить цель и находить пути решения проблемной ситуации.
Можно сказать, что ТДМ напрямую связана с такой областью педагогики, как ТРИЗ.


ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности школьников.

Слайд 6Основные цели, которые ставит перед собой ТРИЗ, это:

научить детей решать

открытые задачи;
научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
развить системное мышление — потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения , ее частей;
обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.

Основные цели, которые ставит перед собой ТРИЗ, это: научить детей решать открытые задачи;научить видеть вокруг себя, формулировать

Слайд 7Мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, из которых нужно

найти выход, выбрать путь, который приведёт к решению определенной задачи.


Мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, из которых нужно найти выход, выбрать путь, который приведёт

Слайд 8 С огромным интересом дети решали задачу, предложенную

на одном из занятий по внеурочной деятельности, которая начиналась словами: «Наша Таня громко плачет, уронила в лужу мячик…»
Детям предстояло найти несколько способов возвращения мяча в руки Тани, но в условие был введен запрет на намокание Таниной обуви и указан диаметр лужи – 5 метров.
Учащимися было найдено 14 вариантов «освобождения» мяча, который располагался точно в центре лужи!

С огромным интересом дети решали задачу, предложенную на одном из занятий по внеурочной

Слайд 9 Если ребенок будет подходить к каждой жизненной ситуации с позиций

анализа, то у него появляется критичный ум, он трезво оценивает саму ситуацию и ресурсы, которые есть вокруг и которые можно использовать.
Если ребенок будет подходить к каждой жизненной ситуации с позиций анализа, то у него появляется критичный

Слайд 10


=
̶
Переложите одну палочку так, чтобы равенство стало верным.

≤≥IХ=̶Переложите одну палочку так, чтобы равенство стало верным.

Слайд 11

=
V
+
Это первый вариант решения.

≥IХ=V+Это первый вариант решения.

Слайд 12

Х
=
+
Наличие нескольких вариантов решения предоставляет возможность поразмыслить над ними, найти эти

решения, обсудить их.

Это второй вариант решения

≤≥Х=+Наличие нескольких вариантов решения предоставляет возможность поразмыслить над ними, найти эти решения, обсудить их.Это второй вариант решения

Слайд 13Начертите 5 квадратов 4Х4 клетки.
Разделите их на 4 равные части разными

способами
Начертите 5 квадратов 4Х4 клетки.Разделите их на 4 равные части разными способами

Слайд 20




Как Вы думаете, какой фигуры не хватает? Обоснуйте своё решение.
?

Как Вы думаете, какой фигуры не хватает? Обоснуйте своё решение.?

Слайд 21Попробуем расположить фигуры иначе…

Попробуем расположить фигуры иначе…

Слайд 23…теперь ответ очевиден!

…теперь ответ очевиден!

Слайд 25




Не хватает узкого прямоугольника

Не хватает узкого прямоугольника

Слайд 26Правила организации ТРИЗ на практике.

1.Равенство ученика и учителя на уроке.
2. Уважение

педагога к личности ребенка.
3. Право на ошибку, которое имеет каждый человек.
4. Учитель и ученик рука об руку идут по дороге знания и творчества.
5. Пример учителя – главный воспитатель для ребенка.


Правила организации ТРИЗ на практике.1.Равенство ученика и учителя на уроке.2. Уважение педагога к личности ребенка.3. Право на

Слайд 27Типовые упражнения для развития сильного мышления

1. «Найди отличия в одинаковых рисунках»

Типовые упражнения для развития сильного мышления1. «Найди отличия в одинаковых рисунках»

Слайд 282. Назови все цифры, которые использованы в рисунке
Типовые упражнения для развития

сильного мышления

2. Назови все цифры, которые использованы в рисункеТиповые упражнения для развития сильного мышления

Слайд 29КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ = АКТИВНОСТЬ, УСПЕШНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ, МОТИВАЦИЯ, УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ

МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ТАК И ГОРОДА

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ = АКТИВНОСТЬ, УСПЕШНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ, МОТИВАЦИЯ, УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ТАК И

Слайд 30Мотивация
Совокупность причин психологического характера , объясняющих поведение человека, его начало, направленность

и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

МотивацияСовокупность причин психологического характера , объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность

Слайд 31Мотив учебной деятельности – это побуждение, характеризующее личность школьника, ее основную

направленность, воспитанную на протяжении предшествующей жизни, как семьей, так и самой школой.

Л.И. Божович

Учебный мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

А.К. Маркова

Мотив учебной деятельности – это побуждение, характеризующее личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей жизни,

Слайд 32Классификация учебных мотивов
Познавательные (порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с

содержанием и процессом учения)
Социальные (порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью).

1. По содержанию:

Классификация учебных мотивовПознавательные (порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения)Социальные (порождаемые всей

Слайд 33Классификация учебных мотивов
2. По направленности:
Внутренние мотивы (носят личностно значимый характер, обусловлены

познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личного потенциала).

Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения.

Внешние мотивы (овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей).

Учащийся отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер.

Классификация учебных мотивов2. По направленности:Внутренние мотивы (носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от

Слайд 34Познавательные мотивы.
направленность на изучение материала по предмету;
процесс познания приёмы приобретения знаний;
организация

учебного труда;
самообразование .
Познавательные мотивы.направленность на изучение материала по предмету;процесс познания приёмы приобретения знаний;организация учебного труда;самообразование .

Слайд 35Социальные мотивы.
направленность на общение с людьми;
отношения с другими людьми;
стремление занять определённое

место среди сверстников;
заслужить авторитет;
осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия .
Социальные мотивы.направленность на общение с людьми;отношения с другими людьми;стремление занять определённое место среди сверстников;заслужить авторитет;осознавать анализировать способы

Слайд 36Познавательный интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения,

он для них более значим.

Познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которых наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью.

Интерес – мощный побудитель активной личности , под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Познавательный интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим.Познавательный интерес

Слайд 37Предпосылки формирования
познавательного интереса к учению
Понимание смысла учебной деятельности, осознание ее

важности лично для себя.
Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания.
Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
Предпосылки формирования познавательного интереса к учениюПонимание смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя.Новизна учебного материала

Слайд 38Способы диагностики учебной мотивации учащихся
Наблюдение

Анкетирование

Способы диагностики учебной мотивации учащихсяНаблюдение Анкетирование

Слайд 39Наблюдение следует проводить
последующим признакам:
Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических

работ
Стремление к выполнению необязательных, неоцениваемых
Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся
Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности

5. Отношение к выполнению задания
Увлеченность, эмоциональный подъем при изучении предмета, выполнение практической работы
Отношение учащихся к окончанию работы
Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам
Темп вхождения, включения в деятельность
Качество знаний

Наблюдение следует проводить последующим признакам:Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работСтремление к выполнению необязательных, неоцениваемыхХарактер умственной

Слайд 40Условия формирования учебной мотивации современного школьника

Предоставление свободы выбора
Максимально возможное снятие внешнего

контроля
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика
Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем и одноклассниками
Условия формирования учебной мотивации современного школьникаПредоставление свободы выбораМаксимально возможное снятие внешнего контроляЗадачи обучения должны исходить из запросов,

Слайд 41Наиболее значимые установки в работе учителя

Учет возрастных особенностей школьника
Выбор действия в

соответствии с возможностями ученика
Совместный с учащимися выбор средств для достижения цели
Использование коллективных и групповых форм работы
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
Использование игровых технологий
Нестандартная форма проведения уроков

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества
создание ситуации успеха
Вера учителя в возможности ученика
Применение поощрения и порицания
Формирование адекватной самооценки у учащихся
Эмоциональная речь учителя

Наиболее значимые установки в работе учителяУчет возрастных особенностей школьникаВыбор действия в соответствии с возможностями ученикаСовместный с учащимися

Слайд 42СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть