Слайд 1
Выступление на педсовете
Подготовила:
СЕРЖАНТОВА ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г.Сергиев Посад
Слайд 2Предисловие…
Выбор профессии – сложная жизненная задача, с которой сталкивается
каждый человек, это
выбор своего места в жизни, выбор способа
самореализации.
Слайд 3По данным лаборатории социальнопрофессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, только около 50%
выпускников идут работать по специальности сразу после получения профессионального образования. 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии . Таким образом, происходит случайный выбор профессионального учебного заведения, например, за компанию с одноклассниками или исходя из представлений значимого лица (например, родителей) о востребованных на сегодняшний день профессиях. Представленные варианты выбора, как правило, исключают участие самого старшеклассника в выборе, что губительно может сказываться на его мотивации к освоению профессии.
Слайд 4Подходы, тенденции, исследования
http://spravochnik.rosmintrud.ru/about - Справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых
и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования .
Слайд 5Тенденции, исследования (Работа в России –вакансии)
Слайд 6http://atlas100.ru/ - Атлас новых профессий
Подходы, тенденции, исследования
Слайд 11Надпрофессиональные навыки
Работа с людьми
Умение работать
с коллективами, группами и отдельными людьми.
Именно этот навык мы развиваем в себе всю жизнь, начиная с младенчества, и именно здесь нас не сможет обойти робот. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты - очень важные навыки, которые пока что доступны только человеку.
Слайд 12Работа в условиях неопределенности
Работа в режиме высокой неопределенности
и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
Понадобится умение быстро принимать решения и реагировать на изменения, распределять ресурсы и управлять своим временем. Важно будет уметь управлять своими ресурсными состояниями - как достигать состояния высокой концентрации на задаче, так и входить в состояние расслабления в стрессовых ситуациях. Принципиально важными станут гибкость и готовность к постоянным переменам.
Слайд 13 Мультиязычность и мультикультурность
Мультиязычность и мультикультурность
(свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
Сложные изделия, вроде компьютеров или автомобилей, все чаще производятся сообща коллективами из разных стран. Поэтому мы все чаще будем работать в международных командах — как находясь в одном офисе, так и в расcредоточенных по миру группах, коммуницирующих через интернет. Помимо свободного владения английским, нужно будет знать второй язык и понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров. Кроме того, будет очень полезно знать специфику вашей отрасли в других странах.
Слайд 14.
О проекте
«Билет в будущее» — проект
ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов, который реализуется по всей России. Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.
Комплексная диагностика
Онлайн-диагностика состоит из трех этапов тестирования: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». Каждый этап приближает участника к пониманию своих интересов, степени готовности к выбору профессионального пути.
Слайд 15Практические мероприятия
В рамках проекта участник может выбрать и посетить три практических профориентационных мероприятия,
направленных на знакомство с миром профессий и погружение в содержание конкретных профессиональных индустрий и компетенций. Все мероприятия доступны в регионе проживания участника.
Цифровое портфолио
Итоги онлайн-диагностики, отметки о посещении практических мероприятий и обратная связь от наставников фиксируются в цифровом портфолио в личных кабинетах участников. Портфолио дает возможность родителям и школьному педагогу-навигатору увидеть, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку, определить его уровень владения значимыми навыками. Все это помогает построить дальнейшую траекторию профессионального образования участника-подростка.
Слайд 16Рекомендации
По итогам прохождения всех этапов тестирования и практических мероприятий участник получит рекомендации по построению
индивидуального учебного плана. В личном кабинете, исходя из интересов ребенка, будет сформирован перечень доступных в регионе мероприятий
Слайд 17Основные задачи фестиваля:
Знакомство школьника с многообразием современных профессий и отраслей, в
которых в дальнейшем он может строить свою индивидуальную траекторию
Формирование интереса и познавательной активности в самоопределении
Развитие умения понимать личные наклонности и предпочтения
Ключевая технология фестиваля – профессиональная проба
Участники:
школьники 6-11 класса
Педагоги образовательных организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования
Слайд 18Одна профессиональная проба:
Контекст отрасли,
представляемый экспертом
Решение трех кейсовых заданий
в рамках
профессий представляемой отрасли
+
* За время фестиваля ребенок проходит три профессиональных пробы
Слайд 20Мероприятия ознакомительного формата
Квест на профориентационном событии
Задачи
Знакомство с профессиями и специальностями через игру
Содержание квеста знакомит
участников с миром профессий, подчеркивает разнообразие компетенций в рамках одной профессии, содержит малоизвестные факты, которые могут пробудить в ребенке интерес к профессии.
Слайд 21Игровое профнавигационное онлайн-тестирование
Задачи
Знакомство с профессиями, пробуждение интереса к оценке собственных
знаний, умений и навыков в будущей сфере деятельности
Слайд 22Мероприятия вовлеченного выбораМини-пробы try-a-skill в рамках профориентационного события
Мини-пробы (try-a-skill) подразумевают
общее знакомство участников с конкретной профессией: они выполняют на практике одну или несколько простейших рабочих задач или операций, без игровой адаптации.
Слайд 23Решение кейсовых задач в рамках фестиваля профессий
Задачи
Теоретическое и практическое знакомство, формирование
базового представления о характере и содержании деятельности в рамках различных компетенций
Слайд 24Мероприятия углубленного выбора
Очные и онлайн-пробы продвинутого уровня
Формат и содержание
На профессиональной пробе углубленного уровня участники через практическую деятельность оценивают и развивают имеющиеся навыки в рамках конкретной компетенции, выполняют практическое задание под руководством наставника, получая от него обратную связь по итогам работы и содержательные рекомендации по построению дальнейшей траектории развития
Слайд 25+
Педагог
Эксперт
Фестиваль
Школа
обеспечивает понимание школьниками причин востребованности профессии
обеспечивает понимание школьниками контекста задачи
управляет коммуникацией
группы школьников
фиксирует и разъясняет контекст полученного результата решенной задачи
проводит рефлексию пробы, восстанавливая со школьниками предпосылки достижения успешного/неуспешного результата
Задачу школьники решают полностью сами
представляет задачи, с которыми специалист имеет дело на рабочем месте
создает условия, моделирующие ситуацию принятия решений в рамках своей профессиональной деятельности