Презентация, доклад на тему Возможности использования ИКТ для развития критического мышления школьников основной и средней школы

Содержание

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. В презентации мы расскажем о преимуществах применения ИКТ для развития критического мышления

Слайд 1Возможности использования ИКТ для развития критического мышления школьников основной и старшей

школы




Иляшенко Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы


2018 год

Возможности использования ИКТ для развития критического мышления школьников  основной и старшей школы  Иляшенко Галина Владимировна,

Слайд 2Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить

обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
В презентации мы расскажем о преимуществах применения ИКТ для развития критического мышления школьников. Вы узнаете о возможностях интерактивного обучения, визуализации информации, современных стратегий чтения и оптимального оцениваниии в современном образовательном процессе.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по

Слайд 3 Многие люди скорее

умрут,
чем начнут думать.
И умирают, так и не начав.

Бертран Рассел

Многие люди скорее умрут,  чем начнут думать.

Слайд 4 Основные принципы
Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на

основе двух принципов:
умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное;
умения осмыслить и применить полученную информацию.

Основные  принципыОбразование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться

Слайд 5Критическое мышление
Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность

получения желаемого конечного результата.
(Д. Халперн, Психология критического мышления)

Обучение критическому мышлению основывается на двух допущениях:
а) существуют вполне определенные навыки и приемы мышления, и школьников можно научить распознавать и должным образом использовать такие приемы;
б) если школьникам удастся это сделать, они начинают мыслить более эффективно.


Критическое мышление Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Слайд 6Критическое мышление
Слово «критическое», используемое в определении, предполагает оценочный компонент.

Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.

Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.

Критическое  мышление Слово «критическое», используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем

Слайд 7 Дэвид Клустер
Что такое критическое мышление?

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902


Дэвид  КлустерЧто такое критическое мышление?http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

Слайд 8Что формирует мышление
Психологи просили покупательниц в магазине выбрать одну

из четырех пар колготок.

Колготки, висевшие слева, предпочли 12 % женщин; те, что были правей, — 17 %; те, что были еще правей, — 31 %; а крайние справа — 40 %.

Эти данные показывают, что у покупательниц имелись свои предпочтения.

Что самое интересное – все колготки были абсолютно одинаковыми.

Выбор покупательниц определяло только место расположения товара, однако никто из них не отдавал себе в этом отчета.

Люди не подозревают о многом из того, что формирует их мышление.

Что формирует мышление  Психологи просили покупательниц в магазине выбрать одну из четырех пар колготок.  Колготки,

Слайд 9QWERTY-эффект
QWERTY-эффект еще раз доказывает, насколько наши предпочтения, эмоции и ассоциации диктуются

абсолютно бессознательными, а зачастую случайными эффектами, никакого отношения не имеющими к оценке или непосредственной значимости оцениваемого
объекта.

QWERTY-эффектQWERTY-эффект еще раз доказывает, насколько наши предпочтения, эмоции и ассоциации диктуются абсолютно бессознательными, а зачастую случайными эффектами,

Слайд 10Особенности хай-тек мышления
Техногенная революция заставляет мозг работать в состоянии постоянного рассеянного

внимания. Мы больше ни на чем не сосредотачиваемся всецело. Почти все время отслеживаем несколько потоков информации: работаем над проектом, задаем череду поисковых запросов, переписываемся в чате, отвечаем на звонки и смс. Все происходит в области периферийного внимания.
Гиперактивность, невнимательность и мультизадачность — черты современного хай-тек мышления.
Интернет приучает мозг рефлекторно «гуглить» каждый раз, когда мы не знаем ответа. И вместо того, чтобы подумать и прийти к собственному пониманию, мы автоматически отправляемся искать уже готовое знание.

Особенности хай-тек мышленияТехногенная революция заставляет мозг работать в состоянии постоянного рассеянного внимания. Мы больше ни на чем

Слайд 11Технология ТРКМЧП
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) была

разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США).
В России появилась в 1997 году. Ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

http://o-ch.ru/reviews/critiacal/


Технология ТРКМЧПТехнология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит

Слайд 12Электронный текст
Электронный текст подвижен и динамичен, у него нет линейной структуры.

Его нельзя исследовать с помощью современных теорий, потому что они ориентированы на линейные тексты.
Читатель электронного текста не следует за автором, не воспринимает текст в авторской логической структуре, а находит свои связи в тексте, создавая при этом свою структуру.
Активный читатель и статичный текст поменялись местами. Теперь экранный текст воспринимает запросы читателя, и начинает предлагать ему другие тексты, уводя его в сторону, навязывая ту информацию, которая имеется в других текстах.


Электронный текстЭлектронный текст подвижен и динамичен, у него нет линейной структуры. Его нельзя исследовать с помощью современных

Слайд 13Поиск информации
90% посетителей поисковой машины просматривают только первые 6 адресов сайтов

в выдаче.
Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше посетителей переходит на него с поисковых систем.


Поиск информации90% посетителей поисковой машины просматривают только первые 6 адресов сайтов в выдаче.Чем выше позиция сайта в

Слайд 14Темы для школьных проектов
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Литературная карта России
Жилища

народов мира
Музыка и география
Занимательная физика
Знаменитые напитки – «плюсы» и «минусы»
Что скрывается за буквой «Е»
История партизанского движения в России
Россияне – это кто?
Как устроен Интернет?
Влияние СМИ на формирование нравственности
«Твори добро»
Туризм – путешествие, отдых, познание
Городской транспорт
Корни добра и зла

Темы для школьных проектовЖизнь и творчество М.И. ЦветаевойЛитературная карта России Жилища народов мираМузыка и географияЗанимательная физикаЗнаменитые напитки

Слайд 15Принципы организации поиска
Поисковая машина выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова

в тексте.
Ключевые слова синонимами не заменяются.

Следствие:
Выдача поисковой машины будет различной для пар близких по значению слов.


Принципы организации поискаПоисковая машина выдает адреса сайтов, ориентируясь  на ключевые слова в тексте.Ключевые слова синонимами не

Слайд 16Национальный корпус русского языка

Национальный корпус русского языка

Слайд 17Алгоритм решения задачи
Алгоритм решения задачи: «Сформулировать запрос так, чтобы как можно

полнее охватить спектр необходимых сведений»:
Выберите несколько слов, которые вы предполагаете сделать ключевыми в запросе,
Проверьте "частоту показа" каждого из этих слов в той поисковой системе, к которой собираетесь обратиться,
Уберите из числа ключевых слова, имеющие наименьшую "частоту показа".

Алгоритм решения задачиАлгоритм решения задачи: «Сформулировать запрос так, чтобы как можно полнее охватить спектр необходимых сведений»:Выберите несколько

Слайд 18Замечание
Все, о чем говорилось выше, целесообразно учитывать, когда речь идет о

поиске достаточно сложно организованной информации. Запросы фактографической направленности (толкование, этимология, перевод слова и т.д.) не требуют применения описанного выше алгоритма.


ЗамечаниеВсе, о чем говорилось выше, целесообразно учитывать, когда речь идет о поиске достаточно сложно организованной информации. Запросы

Слайд 19Целесообразность использования
Использование учащимися рекомендуемых нами приемов выбора ключевых слов не только

поможет школьникам выбрать для поиска слова, наиболее точно отражающие суть запроса.
Такой подход может стимулировать учащихся обратиться к Национальному корпусу русского языка и ознакомиться с возможностями работы с ним, школьники в более полной мере освоят работу с синонимами, расширят словарный запас.


Целесообразность использованияИспользование учащимися рекомендуемых нами приемов выбора ключевых слов не только поможет школьникам выбрать для поиска слова,

Слайд 20Оценка полученной информации
Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности,

точности и обоснованности». Общепринятым является использование методики «CARS» — Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»).

Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.

Оценка полученной информацииПолучив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности, точности и обоснованности». Общепринятым является использование

Слайд 21Оценка уровня доверия к информации
Вопросы, на которые следует получить ответ в

первую очередь:
Что в этом источнике кажется убедительным, а что вызывает сомнения?
Почему следует предпочесть именно этот сайт (блог, интернет-издание и т.д.)?
Пример:
Следует обращать внимание на формулировки и четко различать смысл: «В. Иванов, сотрудник Министерства образования считает…» и «Министерство образования заявляет…». Более весомой является позиция солидной организации.

Оценка уровня доверия к информацииВопросы, на которые следует получить ответ в первую очередь:Что в этом источнике кажется

Слайд 22Траст
Составной частью оценки доверия к полученной информации является оценка доверия к

сайту, на котором она размещена.
Уровень доверия к сайту определяют с помощью так называемого траста (английское слово trust – доверие).
Траст описывает отношение поисковых машин к определенному сайту.

ТрастСоставной частью оценки доверия к полученной информации является оценка доверия к сайту, на котором она размещена. Уровень

Слайд 23Точность информации
Следует оценить, не устарела ли информация, достаточно ли подробно изложение,

является ли информация полной.
Особенно внимательно следует относиться к актуальности научной информации, учитывая стремительное развитие ряда областей (например, информационных технологий).
Говоря об актуальности информации из интернета, следует указать на возможность легко узнать, когда страница обновлялась последний раз.
В процессе анализа следует обращать внимание, на какую аудиторию рассчитана статья, какова цель, с которой она написана. Это позволит в некоторых случаях заранее выявить предвзятость позиции автора.

Точность информацииСледует оценить, не устарела ли информация, достаточно ли подробно изложение, является ли информация полной. Особенно внимательно

Слайд 24Обоснованность информации
Основными факторами для анализа этой характеристики

информации являются сбалансированность позиции, объективность, нейтральность стиля подачи информации, логичность изложения.
Некоторые конкретные показатели отсутствия обоснованности:
резкость, недоброжелательность и излишняя эмоциональность в критике оппонентов;
противоречивость информации;
предвзятость в подборе аргументов.


Обоснованность  информации   Основными факторами для анализа этой характеристики информации являются сбалансированность позиции, объективность, нейтральность

Слайд 25Источники информации
Положительным фактором для оценки источников информации являются утвердительные ответы на

следующие вопросы:
Есть ли в работе библиография?
Существуют ли источники, указанные автором, на самом деле?
Имеется ли контактная информация?
Соответствует ли действительности приведенная статистика (проверить по другим источникам)?
Являются ли гиперссылки рабочими?

Источники информацииПоложительным фактором для оценки источников информации являются утвердительные ответы на следующие вопросы:Есть ли в работе библиография?Существуют

Слайд 26Визуализация: облако тегов онлайн
Word It Out
Tagxedo
Tagul
Word Cloud
Wordle

Дети могут сами проверить и

оценить свою работу.

Визуализация: облако тегов онлайнWord It OutTagxedoTagulWord CloudWordleДети могут сами проверить и оценить свою работу.

Слайд 27

Удачи в работе!

Удачи в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть