Слайд 1Возможности использования ИКТ для развития критического мышления школьников
основной и старшей
школы
Иляшенко Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2018 год
Слайд 2Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить
обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
В презентации мы расскажем о преимуществах применения ИКТ для развития критического мышления школьников. Вы узнаете о возможностях интерактивного обучения, визуализации информации, современных стратегий чтения и оптимального оцениваниии в современном образовательном процессе.
Слайд 3 Многие люди скорее
умрут,
чем начнут думать.
И умирают, так и не начав.
Бертран Рассел
Слайд 4 Основные принципы
Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на
основе двух принципов:
умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное;
умения осмыслить и применить полученную информацию.
Слайд 5Критическое мышление
Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность
получения желаемого конечного результата.
(Д. Халперн, Психология критического мышления)
Обучение критическому мышлению основывается на двух допущениях:
а) существуют вполне определенные навыки и приемы мышления,
и школьников можно научить распознавать и должным образом использовать такие приемы;
б) если школьникам удастся это сделать, они начинают мыслить более эффективно.
Слайд 6Критическое мышление
Слово «критическое», используемое в определении, предполагает оценочный компонент.
Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели
к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.
Слайд 7 Дэвид Клустер
Что такое критическое мышление?
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
Слайд 8Что формирует мышление
Психологи просили покупательниц в магазине выбрать одну
из четырех пар колготок.
Колготки, висевшие слева, предпочли 12 % женщин; те, что были правей, — 17 %; те, что были еще правей, — 31 %; а крайние справа — 40 %.
Эти данные показывают, что у покупательниц имелись свои предпочтения.
Что самое интересное – все колготки были абсолютно одинаковыми.
Выбор покупательниц определяло только место расположения товара, однако никто из них не отдавал себе в этом отчета.
Люди не подозревают о многом из того, что формирует их мышление.
Слайд 9QWERTY-эффект
QWERTY-эффект еще раз доказывает, насколько наши предпочтения, эмоции и ассоциации диктуются
абсолютно бессознательными, а зачастую случайными эффектами, никакого отношения не имеющими к оценке или непосредственной значимости оцениваемого
объекта.
Слайд 10Особенности хай-тек мышления
Техногенная революция заставляет мозг работать в состоянии постоянного рассеянного
внимания. Мы больше ни на чем не сосредотачиваемся всецело. Почти все время отслеживаем несколько потоков информации: работаем над проектом, задаем череду поисковых запросов, переписываемся в чате, отвечаем на звонки и смс. Все происходит в области периферийного внимания.
Гиперактивность, невнимательность и мультизадачность — черты современного хай-тек мышления.
Интернет приучает мозг рефлекторно «гуглить» каждый раз, когда мы не знаем ответа. И вместо того, чтобы подумать и прийти к собственному пониманию, мы автоматически отправляемся искать уже готовое знание.
Слайд 11Технология ТРКМЧП
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) была
разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США).
В России появилась в 1997 году. Ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
http://o-ch.ru/reviews/critiacal/
Слайд 12Электронный текст
Электронный текст подвижен и динамичен, у него нет линейной структуры.
Его нельзя исследовать с помощью современных теорий, потому что они ориентированы на линейные тексты.
Читатель электронного текста не следует за автором, не воспринимает текст в авторской логической структуре, а находит свои связи в тексте, создавая при этом свою структуру.
Активный читатель и статичный текст поменялись местами. Теперь экранный текст воспринимает запросы читателя, и начинает предлагать ему другие тексты, уводя его в сторону, навязывая ту информацию, которая имеется в других текстах.
Слайд 13Поиск информации
90% посетителей поисковой машины просматривают только первые 6 адресов сайтов
в выдаче.
Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше посетителей переходит на него с поисковых систем.
Слайд 14Темы для школьных проектов
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Литературная карта России
Жилища
народов мира
Музыка и география
Занимательная физика
Знаменитые напитки – «плюсы» и «минусы»
Что скрывается за буквой «Е»
История партизанского движения в России
Россияне – это кто?
Как устроен Интернет?
Влияние СМИ на формирование нравственности
«Твори добро»
Туризм – путешествие, отдых, познание
Городской транспорт
Корни добра и зла
Слайд 15Принципы организации поиска
Поисковая машина выдает адреса сайтов, ориентируясь
на ключевые слова
в тексте.
Ключевые слова синонимами не заменяются.
Следствие:
Выдача поисковой машины будет различной для пар близких по значению слов.
Слайд 16Национальный корпус русского языка
Слайд 17Алгоритм решения задачи
Алгоритм решения задачи: «Сформулировать запрос так, чтобы как можно
полнее охватить спектр необходимых сведений»:
Выберите несколько слов, которые вы предполагаете сделать ключевыми в запросе,
Проверьте "частоту показа" каждого из этих слов в той поисковой системе, к которой собираетесь обратиться,
Уберите из числа ключевых слова, имеющие наименьшую "частоту показа".
Слайд 18Замечание
Все, о чем говорилось выше, целесообразно учитывать, когда речь идет о
поиске достаточно сложно организованной информации. Запросы фактографической направленности (толкование, этимология, перевод слова и т.д.) не требуют применения описанного выше алгоритма.
Слайд 19Целесообразность использования
Использование учащимися рекомендуемых нами приемов выбора ключевых слов не только
поможет школьникам выбрать для поиска слова, наиболее точно отражающие суть запроса.
Такой подход может стимулировать учащихся обратиться к Национальному корпусу русского языка и ознакомиться с возможностями работы с ним, школьники в более полной мере освоят работу с синонимами, расширят словарный запас.
Слайд 20Оценка полученной информации
Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности,
точности и обоснованности». Общепринятым является использование методики «CARS» — Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»).
Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.
Слайд 21Оценка уровня доверия к информации
Вопросы, на которые следует получить ответ в
первую очередь:
Что в этом источнике кажется убедительным, а что вызывает сомнения?
Почему следует предпочесть именно этот сайт (блог, интернет-издание и т.д.)?
Пример:
Следует обращать внимание на формулировки и четко различать смысл: «В. Иванов, сотрудник Министерства образования считает…» и «Министерство образования заявляет…». Более весомой является позиция солидной организации.
Слайд 22Траст
Составной частью оценки доверия к полученной информации является оценка доверия к
сайту, на котором она размещена.
Уровень доверия к сайту определяют
с помощью так называемого траста (английское слово trust – доверие).
Траст описывает отношение поисковых машин к определенному сайту.
Слайд 23Точность информации
Следует оценить, не устарела ли информация, достаточно ли подробно изложение,
является ли информация полной.
Особенно внимательно следует относиться к актуальности научной информации, учитывая стремительное развитие ряда областей (например, информационных технологий).
Говоря об актуальности информации из интернета, следует указать на возможность легко узнать, когда страница обновлялась последний раз.
В процессе анализа следует обращать внимание, на какую аудиторию рассчитана статья, какова цель, с которой она написана. Это позволит в некоторых случаях заранее выявить предвзятость позиции автора.
Слайд 24Обоснованность информации
Основными факторами для анализа этой характеристики
информации являются сбалансированность позиции, объективность, нейтральность стиля подачи информации, логичность изложения.
Некоторые конкретные показатели отсутствия обоснованности:
резкость, недоброжелательность и излишняя эмоциональность в критике оппонентов;
противоречивость информации;
предвзятость в подборе аргументов.
Слайд 25Источники информации
Положительным фактором для оценки источников информации являются утвердительные ответы на
следующие вопросы:
Есть ли в работе библиография?
Существуют ли источники, указанные автором, на самом деле?
Имеется ли контактная информация?
Соответствует ли действительности приведенная статистика (проверить по другим источникам)?
Являются ли гиперссылки рабочими?
Слайд 26Визуализация: облако тегов онлайн
Word It Out
Tagxedo
Tagul
Word Cloud
Wordle
Дети могут сами проверить и
оценить свою работу.