Слайд 1Научно-исследовательская деятельность
как важный фактор воспитания
Учитель физики
МАОУ «СОШ № 28»
г. Сыктывкара
Архипова Наталья Васильевна
Слайд 2«Важным условием выживания и работы человека в информационном мире является овладение
методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления».
Воспитание и обучение одарённой личности в настоящее время, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Слайд 3Цель организации научно-исследовательской работы учащихся - воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать
всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.
Слайд 4Качества, формирующиеся в процессе НИД
организованность
дисциплинированность
самоконтроль
самоанализ
целеустремленность
коммуникативность
уверенность
ответственность
самостоятельность
Слайд 5Научно-исследовательская деятельность
Создает:
Высокую мотивацию познавательной и учебной деятельности
Формирует:
Черты творческой личности;
положительную
«Я-концепцию»
Развивает:
Мышление, интуицию,
воображение
Способствует:
развитию социально-активной личности и ее самоопределению
Слайд 6Проблемы организации НИД в школе:
Отсутствие обучения педагогов по проблеме организации НИД
(только самообразование);
отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации у современных школьников;
у большинства учеников нет потребности в изучении более сложных понятий для работы над исследованием или проектом, поэтому к НИД привлекаются только лучшие ученики;
школьнику приходиться не только собственно учиться, но еще и социализироваться;
Совместная деятельность ученика и педагога требует достаточно много времени;
Слайд 7Пути решения проблем:
Руководителю НОУ пройти курсы повышения квалификации по организации
НИД в школе;
Включить в тему самообразования педагогов школы вопрос об организации НИД учащихся;
Более широко и систематически использовать методы НИД не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;
Привлекать к НИД не только самых лучших учеников школы, но и средних учащихся;
Продумать систему поощрений учащихся и педагогов, активно занимающихся НИД.
Слайд 8Организация НОУ в школе
Цель:
расширение сферы научно-исследовательской деятельности обучающихся школы.
Формирование и
развитие УУД обучающихся через научно-исследовательскую и проектную деятельность.
Слайд 9Задачи:
1. Выявление и воспитание одаренных детей, вовлечение учащихся и учителей
в активную научно-исследовательскую и проектную деятельность.
2. Развитие положительной мотивации к научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов путем творческого поиска, приносящего радость открытия.
3. Предоставление учащимся возможности участия в различного рода конкурсах, конференциях, семинарах, интеллектуальных марафонах.
4. Вооружение учащихся и педагогов научными методами исследования, мониторинга и прогнозирования.
5. Создание творческих групп учащихся и научного ученического совета (НУС), осуществляющего руководство работой НОУ.
6. Контроль и оценка результатов научно-исследовательской деятельности и ее коррекция.
7. Поддержка одаренных учащихся с привлечение государственных и различного рода спонсорских средств.
Результат:
Саморазвитие личности обучающихся через работу в НОУ.
Слайд 10Направления работы:
Информационная работа.
Руководство методической работой НОУ.
Методическая работа с
педколлективом.
Методическая работа с учащимися.
Работа с родителями, вузами, научно- исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями.
Слайд 11С чего начать?
Проведение анкетирования учащихся и учителей по организации работы НОУ.
Изучение
и прогнозирование запросов учащихся и их родителей на соответствующие виды деятельности.
Организация творческих групп педагогов и учащихся.
Психолого-педагогическое тестирование обучающихся 2-11 классов.
Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности обучающихся.
Разработка положений по: НОУ, ШНИК, «Интеллектуальному марафону», различным конкурсам.
Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год.
Выбор и утверждение состава НУС (Научного Ученического Совета).
Слайд 12Информационная работа
Оформление стенда НОУ.
Информирование обучающихся и педагогов о конкурсах различного уровня.
Информирование
о работе НОУ через Интернет.
Пополнение электронного сборника научно-исследовательских работ учащихся и учителей школы.
Слайд 13Руководство работой НОУ.
Утверждение состава НУС.
Разработка и утверждение плана работы НОУ на
учебный год.
Создание банка данных одаренных детей на основе ППТ.
Проведение анкетирования учащихся по организации работы НОУ.
Организация творческих групп педагогов и учащихся.
Разработка обучающих программ, методических рекомендаций по НИД.
Утверждение жюри школьных конкурсов.
Организация и проведение школьной научно-практической конференции.
Подготовка и участие в районной научно-практической конференции.
Подведение итогов школьных конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая научно-исследовательская работа», «Лучший научный руководитель», «Лучшая презентация».
Изучение и прогнозирование запросов учащихся на соответствующие виды деятельности, отслеживание динамики результатов и успехов учащихся.
Анализ деятельности и поощрение наиболее активных членов НОУ и педагогов.
Слайд 14Методическая работа с педколлективом
Проведение анкетирования учителей по организации работы НОУ.
Привлечение педколлектива
к работе НОУ.
Проведение с классными руководителями круглого стола «Выявление одаренных детей и их развитие через научно-исследовательскую и проектную деятельность».
Проведение заседания «Планирование работы НОУ на уч. год».
Проведение семинаров, круглых столов, практических занятий по вопросам организации НИД учащихся.
Привлечение педагогов к участию в мастер-классах с целью обобщения опыта работы учителей по овладению современными технологиями обучения.
Подготовка научных руководителей участников школьного и районного туров научно-практической конференции.
Проведение конкурса «Лучший научный руководитель».
Привлечение учителей 2-4 классов к участию в проектной деятельности обучающихся.
Слайд 15Методическая работа с учащимися
Проведение практических занятий по обучению НИД.
Подготовка и участие
в предметных месячниках: естественных наук, истории, математики, русского языка и литературы.
Участие в предметных декадах: экологической, правовой и т.д.
Участие в школьных и районных турах олимпиад, конкурсах.
Участие в школьном и районном турах интеллектуального марафона.
Участие в школьном и районном турах научно-практической конференции.
Проведение заседаний членов НУС.
Проведение рейдов в классы с целью помощи учителям в подготовке обучающихся к проектной и научно-исследовательской деятельности.
Коллективная и самостоятельная исследовательская деятельность.
Проведение конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая презентация», «Лучшая научно-исследовательская работа».
Слайд 16Работа с родителями и внешкольными учреждениями
Изучение и прогнозирование запросов родителей на
соответствующие виды деятельности их детей.
Взаимодействие с родителями с целью популяризации НИД в школе и привлечения
Создание системы взаимодействия с внешкольными учреждениями, вузами, предприятиями, организация экскурсий.