Слайд 1
МБОУ « Рыбинобудская средняя общеобразовательная школа»
Обоянского района Курской области
Экологический проект
«Помогите
птицам зимой»
Выполнили: обучающиеся
начальных классов
Руководитель: Шикарёва Т.А.
учитель начальных классов
Слайд 4В области живёт более 200 видов птиц. Многие из них являются
перелётными: грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки, стрижи, иволги, дрозды, чибисы, утки, кукушки. Они прилетают к нам весной и улетают осенью. Однако до 30 видов птиц зимуют в наших краях: вороны, галки, снегири, синицы, воробьи, дятлы, сороки и другие.
Суровое время для птиц и зверей – зима. Морозы бывают очень жёстки, метут метели, снег покрывает землю толстым и плотным покровом.
Сильные морозы с обильными снегопадами и сильными ветрами осложняли жизнь зимующих птиц. Зимой защитнику природы - есть что делать.
Учащиеся нашей школы активно включились в акцию
« Покормите птиц», которая проходит у нас в области. Мы смастерили кормушки, в течение всего времени подкармливали птиц, оставшихся на зимовку. Главный момент – организация подкормки. До корма не добраться.
Вели за ними наблюдение. В результате исследования выяснили, что в нашей области около 13% составляют осёдлые птицы, 6% - зимующие.
К осёдлым относятся воробей полевой и домовой, щегол, большая синица, галка, серая ворона, сойка, большой пёстрый дятел.
Снегирь, свиристель, чечётка, пуночка, белая сова составляют группу зимующих птиц. Зимой наши леса почти безмолвны, даже многие осёдлые птицы укрываются в посёлках.
Птицы – друзья человека, они приносят большую пользу.
Слайд 5 Викторина « Знаешь
ли ты птиц?»
1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
2. Какие птицы выводят птенцов зимой» ( Клесты)
3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? ( Тетерева, рябчики)
4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая?
( Королёк)
5. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)
6. У каких птиц самки зелёные, а самцы красные? (У клестов)
7. Какая птица к зиме белеет? ( Белая куропатка)
8. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? ( Сорочье гнёздо плоское, а воронье –
круглое с крышкой)
9. Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах?
( береговая ласточка, щурка, зимородок)
10. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду?
11. Какая птица самая большая в мире? ( африканский страус)
12. Где гнездятся скворцы? ( В дуплах, скворечниках.)
13. Какая птица редко меняет весной цвет своего оперения? (белая куропатка)
14. У какой птицы поют самцы и самки? ( У снегиря)
15. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
16.Какие птицы живут у нас только зимой?
17. Какая певчая птица – хищник?
Слайд 6Ведущий. Здравствуйте, дети и взрослые!
Начинаем наш праздник
«Помогите птицам»
Ученик. Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли
стройных зданий.
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Слайд 7Звучит аудиозапись зимних ветров. Входит Зима.
Зима. Всё одела пухом белым
И деревья и кусты!
Спят под снежным
одеялом
Звери, травы и цветы.
Здравствуйте, а вы
меня узнали,
Кто же я?
Дети. Зима!
Слайд 8Ведущий. Здравствуй, Зимушка – Зима!
До чего
ж ты хороша!
Но не все зверюшки спят!
Вот спросила у ребят!
Зима. Ребята, каких зверей укрыла я снежным одеялом?
(Дети называют.)
А каких зверей можно встретить в лесу зимой?
(Дети называют.)
Слайд 9Слышен лай собак (запись). Входит Лиса. Охорашивается, поправляет
свой наряд, глядя
в зеркальце.
Лиса. Ой, бежала от собак.
Добралась я кое-как
(поправляет себя)
Я – Лиса – краса лесов.
Знает это каждый зверь!
Ты не веришь, так проверь!
Хоть весь свет ты
обойдёшь,
Краше зверя не найдёшь!
Зима. Здравствуй, Лисонька!
Слайд 10Ведущий. Проходи, будешь нашим гостем.
Лиса проходит, играя хвостом, глядя
в зеркало и садится.
Зима. А только ли звере можно увидеть в лесу?
Лиса. Что вы! Что вы!
Птицы есть!
Можно их поймать и съесть! (Поглаживает себя по животу.)
Зима. Ты, Лисичка, не шути!
И немножко подожди!
Дети скажут нам в ответ,
Есть там птицы или нет!
Дети. Есть.
Зима. Каких птиц можно увидеть в лесу зимой?
Какие птицы живут в селе? (Дети называют)
Слайд 11Ведущий. Видишь, Зимушка, наши
дети
знают и узнают зимующих
птиц. Холодно им и голодно.
От мороза они могут найти
местечко и согреться или
распушить пёрышки. Воздух
проникает под каждое перо, не
даст морозу проникнуть к
тельцу пичужки.
А вот от голода не спасёшься.
Слайд 12«Горе ей! Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И
от холода нет обороны…»
Слайд 13 Шум, гам. Входят дети с коронами на голове (масками
птиц): клеста, синицы, дятла, снегиря, поползня,
оляпки, сороки, вороны.
Птицы. В гости к вам мы прилетели!
Кушать очень захотели!
Помогите нам!
Помогите нам!
Нас от голода спасите!
Ведущая. Залетайте, согревайтесь!
Здесь найдёте вы друзей.
Вас накормят, обогреют.
Слайд 14Птицы усаживаются. Дети вносят кормушки, ставят их на пол.
Ученик. Мы кормушки
делаем сами.
Делаем сами, своими руками.
Мы их повесим в лесу, во дворе,
Крошек и зёрен насыпем туда
Кушайте, наши друзья!
Птицы «слетаются» к кормушкам и усаживаются около них.
Слайд 15Ведущая. Ребята, а знаете,
кто
прилетел к нам на
праздник?
Клёст. В зимнем лесу
Песню пою.
В морозы и в стужу
Гнёздышко вью.
Там будут птенцы
Об этом все знают
А самка с гнезда
никогда не слетает.
Своим теплом
птенцов согревает.
Ведущая. Что это за
птица?
Дети. Клёст.
Слайд 17Синица. Летом я ловила
мошек,
Я зимой поем и
крошек.
Люблю сало
поклевать,
К вам в окошко
залетать.
Очень юркая я
птица,
А зовут меня….
Дети. Синица.
Слайд 18Нужно поддержать птиц!
В первую очередь нужно позаботиться о синицах –
верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
Слайд 19Дятел. Толстый клюв у меня,
А язык мой длинный,
Насекомых достаю,
Заснувших в древесине.
Что за птица я?
Отгадайте – ка, друзья!
Дети. Дятел.
А вот чёрный дятел (желна).
Слайд 20Снегирь. Летом увидеть
меня нелегко:
Прячусь я в чаще
лесной.
Но лишь наступят
холода,
Ты встретишься со
мною.
Грудь самки в
серое одета,
Самца же грудка –
красного цвета.
Вы меня узнали?
Кто я, отгадали?
Дети. Снегирь!
Слайд 22Поползень. Я ни дятел, ни
синица.
Мне на месте не
сидится.
Акробат отличный
я,
Встретишь ты зимой
меня
Я по дереву стою
вниз головой,
Не упаду.
Мои друзья не
могут так.
Узнал меня?
Так кто же я?
Дети. Поползень!
Слайд 24Оляпка. Я нырять умею в воду
И зимою в непогоду.
Где есть полынья,
Там увидите меня
Отличный водолаз я
Узнали, друзья?
Дети. Оляпка!
Слайд 25Сорока. И черна, и белобока!
Кто же я…
Дети. Сорока!
Соскакивает Лиса.
Лиса. Не люблю тебя
встречать!
Всё тебе лишь
стрекотать!
Шагу не даёт ступить,
Очень трудно с тобой
жить!
Зверь и птица про Лису
Сразу узнаёт в лесу.
Что преследуешь меня?
Ведь живу я без тебя!
(садится важно)
Слайд 26Зима. Не сердись, Лисица,
зря!
Ведь сегодня все –
друзья!
Ворона. Хоть невзрачная я,
Но узнали вы
меня.
Летом и зимой
Встретишься со
мной.
Фрак свой не
меняю я.
Ведущий. Что за птица,
друзья?
Дети. Ворона.
Слайд 27Ведущий. На кормушку в этот
зал
Птички прилетели.
И согрелись, и поели.
Очень голодно сейчас
Птицам в эти дни
Не забудь о них,
Корми!
Ученик. На кормушку пусть
садятся,
Крошек, зёрен наедятся.
Сыты будут и тогда,
Не страшны им холода.
Слайд 30Лиса. Вы, ребята, удивили!
Надо ж птичек
накормили!
Зима. Нам с тобой, Лиса, пора
Пусть их кормит
детвора.
Знаю точно теперь я:
Птицам верные друзья
Здесь растут и учатся
И отлично трудятся,
Птицам надо помогать
И в беде не оставлять!
Голод очень страшен
им,
Помоги друзьям своим.
Лиса. Обогрели, накормили,
Меня – то и забыли!
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода . Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Слайд 31Ученик. Угостили мы и тебя (подаёт Лисе корзину с
грибами)
Зима. Вот теперь я «До свиданья!» говорю!
В снежный терем
Я сейчас к себе пойду!
Ведущая. Попрощаемся с гостями. Скажем : «До
свидания!»
Дети. До свидания! (Лиса и Зима уходят)
Ведущая. Назовите птиц на кормушке?(дети называют
сидящих птиц)
Слайд 32А зачем кормушки птицам?
Какие кормушки можно сделать?
Можно ли назвать птиц нашими
пернатыми друзьями?
Какую пользу они приносят?
Слайд 34Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на
крыльцо.
Сколько гибнет- их счесть
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать
Слайд 35Чем же можно подкармливать птиц?
Слайд 36Ученик. Будем птицам помогать,
Хорошо перезимовать.
Ведущий. Вот и подошёл празднику к концу.
Понравились ли вам гости?
Что вы узнали интересного?
(Дети отвечают)
Ведущая. Спасибо всем за участие!
Повести свои кормушки!
Не забудьте насыпать в них корм!