Слайд 1Коммуникативная площадка «Возьмемся за руки» проводится в рамках Межрегионального инклюзивного фестиваля
«#ЛюдиКакЛюди». Мероприятие приурочено ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, установленному Генассамблеей ООН.
«Возьмемся за руки»
Подготовлено учителем-логопедом ГОУ РК С(К)ШИ №1 г. Емва Ефремовой Ольгой Анатольевной
Слайд 3Что такое аутизм?
Аутизм – это врожденное заболевание, при котором у ребенка
возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.
Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это состояние диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
Аутизм — форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний, а также ограниченными интересами, повторяющимися действиями, бедностью выражения эмоций.
Слайд 4Каковы причины развития аутизма?
В настоящее время причины развития аутизма неизвестны. Ни
одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этой болезни не имеет полного обоснования.
Тем не менее, достоверно известно, что аутизм не может быть вызван непониманием в семье или плохими взаимоотношениями между ребенком и родителями. Ни родители ребенка, ни сам ребенок не могут быть виноваты в появлении этой болезни.
Слайд 5Симптомы и признаки аутизма
Аутизм может по-разному проявляться у разных людей, поэтому
практически каждый уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста
Слайд 6Как мыслят аутисты?
Им трудно налаживать связи, уживаться с другими, адаптироваться к
новой обстановке. Зато им доступно то, чего многие из нас просто не замечают или не осознают. Тэмпл Грандин, ученый с аутизмом, рассказывает о том, как смотрят на мир люди, подобные ей, и как они могут использовать особенности своего мышления.
Слайд 7. Билл Гейтс стабильно попадает в топ-3 самых богатых людей мира.Билл
Гейтс стабильно попадает в топ-3 самых богатых людей мира . Уже в 12 лет он пришел к выводу, что будущее изменят не машины, а программы. В 1975 году он вместе с приятелем Полом Алленом создали компанию Microsoft, которая перевернула мир, сделав компьютеры доступными для простых людей, далеких от программирования. Львиную долю доходов Гейтс жертвует в свой благотворительный фонд.
Слайд 8Минули времена, когда диагноз «аутизм» воспринимался чем-то сродни шизофрении. По статистике
ВОЗ, каждый 160-й ребенок появляется на свет с расстройством аутического спектра. Однако при правильном воспитании дети адаптируются к социуму и ведут обычную жизнь. А иногда, как героев этой подборки о них узнает весь мир. (на фото).
Слайд 9Каждый 88-й ребенок в США имеет расстройство аутистического спектра (РАС) -
гласит статистика, приведенная в 2012 году американской организацией Autism Speaks. С проблемой аутизма сталкиваются не только обычные семьи, но и знаменитости: Сильвестр Сталлоне, Тони Брэкстон, футболист Дэн Марино - родители детей с подобным диагнозом. У исторических личностей и гениев прошлого часто пытаются обнаружить какие-нибудь диагнозы на основании их биографий. Так, например, профессор Trinity College в Дублине Майкл Фицжеральд убежден в том, что недиагностированные расстройства аутистического спектра имели Сократ, Дарвин, Исаак Ньютон, Льюис Кэррол, Уильям Йейтс и Николо Тесла. На фото сыновья Меладзе ,Сталонне и Тони Бекстрон-аутисты.
Слайд 10Британский художник Стивен Уилтшир умеет детально и очень точно воспроизводить виды
городов, виденных им лишь однажды, за что получил прозвище «Живая камера». У художника с детства диагноз «аутизм», и до пятилетнего возраста он не говорил вообще, общаясь с миром с помощью рисунков.
Уилтшир — единственный в мире художник-аутист, чьи работы были записаны и опубликованы, начиная с детства. Его книга стала бестселлером
Слайд 11У лиц с аутизмом наблюдается множество форм
повторяющегося или ограниченного поведения,
оно подразделяется на следующие категории:
Стереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом
Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство
Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду.
Слайд 12Ограниченное поведение — узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность,
например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку.
Аутоагрессия — активность, приводящая или способная привести к
ранениям самого человека, например, укусы самого себя.
Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является
специфичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся
поведение наблюдается часто и носит выраженный характер
Слайд 13Другие симптомы:
-Генерализованная недостаточная обучаемость.
-Припадки.
-Гиперактивность и дефицит концентрации
внимания.
-Обычны тяжелые и частые вспышки гнева
У аутистов могут наблюдаться симптомы, не связанные с диагнозом:
-повышенная способность к сенсорному восприятию и усиленное внимание;
-отклонения в пищевом поведении (избирательность в выборе блюд, ритуалы и отказ от еды; при этом не отмечается недоедания);
-проблемы со сном.
Слайд 14В случае с расстройствами аутистического спектра, примерно половина родителей замечают необычное
поведение ребенка , его следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:
-К 12 месяцам жизни ребенок еще не лепечет.
-К 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не
машет рукой на прощанье и т. п.).
-К 16 месяцам не выговаривает
слов.
-К 24 месяцам не произносит
спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии).
-Если в любом возрасте происходит
потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.
Слайд 15Существует несколько диагностических инструментов. Два из них часто
используются при исследованиях
аутизма: это пересмотренная версия Опросника для Диагностики Аутизма (ADI-R), представляющая
собой слабоструктурированный план интервьюирования родителей, и Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма (ADOS), предполагающая наблюдение за ребенком и взаимодействие с ним. Оценочная Шкала Детского Аутизма (CARS) широко применяется в клинических условиях, позволяя установить тяжесть расстройства по результатам наблюдения за ребенком.
Слайд 17Основные цели терапии — снижение ассоциированных с
аутизмом дефицитов и напряжения
в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она, как правило, подбирается индивидуально.
Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков, и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.
Слайд 18При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра
Могут обучаться
:
по общеобразовательной программе 50-60 %
по программе специальной школы 30 %
адаптироваться в условиях семьи 8-10%
Без помощи
становятся глубокими инвалидами 60%
Слайд 19Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению в инклюзивном классе
Страх новых
ситуаций и изменений;
отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
медленный темп деятельности и взаимодействия
пресыщение сенсорными стимулами;
ограниченное понимание социальных ситуаций
Слайд 20Что учитель может увидеть в классе
ребенок не общается со сверстниками,
не смеётся вместе с ними,
не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор,
они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем:
динозавры, автомобили и т.п.);
стереотипии (рычание , раскачивание , хлопки, прыжки, вращение кистей рук,
перелистывание страниц книг, моргание и т.д.).
Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно,
грустно или в момент стресса;
нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть
травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.
Слайд 22Аутизм – проблема XXI века
Уже через несколько десятилетий четверть детей
будет рождаться с ASD (аутистами). Причём мальчики страдают расстройством в пять раз чаще девочек (каждый 20-й). Аутизм невозможно выявить на стадии развития плода или рождения ребёнка. Феноменальная память – ничто иное, как следствие аутизма.
Многие утверждают, что аутисты гораздо талантливее и умнее, чем обыкновенные дети. Но страдающие ASD абсолютно неприспособлены к самостоятельной жизни. За ними нужен постоянный уход. Труд аутистов можно использовать в науке и технических отраслях, в математике и программировании.
Слайд 23Они могут отлично зарекомендовать себя на заводах и фабриках, в госпиталях
и лабораториях. Таланты аутистов отмечали военные специалисты. Эти люди могут выполнить любую задачу, если эта самая задача будет поставлена точно и правильно.
Исследователи сравнивают аутистов с представителями ультрарелигиозных общин, которые чувствуют себя счастливыми только тогда, когда находятся в знакомой им среде. У них свои правила, традиции и взгляды, которыми они очень дорожат, но которые никому не навязывают.
М. Лайтман: Все "новые" проблемы лечатся только исправленными взаимоотношениями в обществе, потому что являются следствием запаздывающего исправления общества.