Слайд 1САБАҚТЫҢ ТАҚЫРЫБЫ:
ТЕМА УРОКА:
Трансмиссия. Сцепление.
Слайд 2САБАКТЫҢ МАҚСАТТАРЫ:
ЦЕЛЬ УРОКА:
Разъяснить общие понятия о трансмиссии и сцеплении.
Назначение, общее
устройство и принцип работы сцепления трактора МТЗ-82 и автомобиля ГАЗ-53
Слайд 31. ДАҒДЫЛАРДЫ, ЕПТІЛІКТЕРДІ ҰЙЫМДАСТЫРУ:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ:
Для чего предназначен пусковой двигатель
ПД-10У?
Какой вид двигателя ПД-10У?
В какой последовательности происходит пуск дизеля?
Слайд 42. Жаңа білімдер мен түсініктерді, дағдылар мен ептіліктерді қалыптастыру:
Формирование новых знаний
и понятий, умений и навыков:
Слайд 5ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАССИ.
Шасси — это остов машины вместе с ходовой
частью, трансмиссией и механизмами управления.
Под рабочим оборудованием подразумевают устройства, с помощью которых передается энергия машинам и орудиям, агрегатируемым с трактором (навесные системы, прицепные устройства и валы отбора мощности). К вспомогательному оборудованию относятся кабина с устройствами, обеспечивающими комфортные условия работы водителя, электрическое и другое оборудование.
Трансмиссия — это совокупность агрегатов и механизмов, которые передают, крутящий момент двигателя ведущим колесам, изменяя как его численное значение, так и направление. В изучаемых тракторах и автомобилях трансмиссии механические, т. е. крутящий момент передается с помощью валов, шестерен и различных муфт.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАССИ.
Число, показывающее, во сколько раз уменьшилась частота
вращения ведущих колес по сравнению с частотой вращения коленчатого вала двигателя, называется общим передаточным числом трансмиссии.
По способу изменения крутящего момента трансмиссии разделяют на ступенчатые и бесступенчатые.
Трансмиссию называют ступенчатой, если ее передаточное число, а, следовательно, и частота вращения ведущих колес и подводимый к ним крутящий момент могут изменяться лишь через определенные интервалы (ступени).
Если же трансмиссия обеспечивает изменение частоты вращения ведущих колес и подводимого к ним крутящего момента плавно, что равнозначно наличию бесконечного множества передаточных чисел, то такую трансмиссию называют бесступенчатой.
Слайд 7РИС. 1. СХЕМЫ ТРАНСМИССИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ:
а — с задними ведущими колесами;
б — с передними и задними ведущими колесами; 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 и 11 — конические шестерни; 5 и 12 — дифференциал; 6 и 13 — конечная передача; 7 и 14 — ведущие колеса; 8 и 10 — карданные передачи; 9 — раздаточная коробка.
Слайд 8РИС. 2. СХЕМА ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ:
1 — ведущее колесо; 2 — полуоси;
3 — дифференциал; 4 — конические шестерни; 5 — сцепление; 6 — коробка передач; 7 — карданая передача
Слайд 9РИС. 3. СХЕМЫ ТРАНСМИССИЙ ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ:
а — с механизмом поворота, размещенным
после коробки передач; б — с механизмом поворота в коробке передач; 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — конические шестерни; 5 — механизмы поворота; 6 — конечные передачи; 7 — ведущие колеса (звездочки); 8 — гусеницы; 9 — карданные передачи; 10 — тормоза.
Слайд 10ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЦЕПЛЕНИИ.
Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии,
а также плавного соединения их. Кроме того, оно предохраняет детали трансмиссии от поломки при резком изменении нагрузки.
На тракторах и автомобилях применяют фрикционные дисковые сцепления, т. е. такие, которые передают крутящий момент посредством сил трения между сжатыми дисками.
Слайд 13РИС. 6. СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ГA3-53A:
а- вид сверху в разрезе; б- привод;
в- детали;
1-маховик;2-корпус; 3-ведомый диск; 4-нажимной диск; 5-масленка; 6-регулировочная гайка; 7-опорая вилка; 8-кожух;9-поддерживающий диск;10 отжимной рычаг;11-отводка;12-выжимной подшипник;13,15,19,23,25-пружины;14-шаровый палец;16-вилка;17-тяга;18-регулировочная гайка;20-палец-заклепка;21-ступица;22-вал;24-педаль;26-пластина.
Слайд 14СЦЕПЛЕНИЕ ТРАКТОРОВ МТЗ-80 И МТЗ-82.
Слайд 15СЦЕПЛЕНИЕ ТРАКТОРОВ МТЗ-80 И МТЗ-82.
Слайд 163. ОҚЫҒАН МАТЕРИАЛДЫ БЕКІТУ:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Укажите, в чем сходство и
различие трансмиссий колесных тракторов и автомобилей, колесных и гусеничных тракторов?
2. Как изменяется скорость и сила тяги трактора и автомобиля с увеличением передаточного числа?
3. Что влияет на крутящий момент, передаваемый сцеплением?
Слайд 174. ҮЙ ТАПСЫРМАСЫНА НҰСҚАУ БЕРУ:
ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Б.М.Гельман. В.М.Москвин «Сельскохозяйственные тракторы и
автомобили» том 2 Стр.5-12.