Слайд 1Уровни педагогического творчества
Слайд 2Кто такой педагог?
Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой.
Педагог
с греческого языка – «ведущий ребёнка» (pais, paidos – «дитя, ребёнок», agogos – «ведущий»). Он стал так именоваться, потому что всюду сопровождал порученного ему ребёнка.
Слайд 3Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные
ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Слайд 4Педагогическое творчество -
выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся
условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов".
Слайд 5Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов; педагогического профессионального и
социального опыта.
Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Слайд 6Этапы творческой педагогической деятельности
возникновение замысла
Проработка замысла и преобразование в идею
-гипотезу
поиск способа воплощения замысла и идеи.
Слайд 7Уровни педагогического творчества
1.Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует
обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.
Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.
Использование творческих возможностей живого общения с учениками.
Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Слайд 8Признаки творческой личности.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога,
характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков.
Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Слайд 9 Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому
и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Слайд 10Условия педагогического творчества.
временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их
разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);
сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
атмосфера публичного выступления;
необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Слайд 11Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец
активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.