Слайд 2Открытый урок по русскому языку в 9 классе.
Тема урока:
« СПОСОБЫ
ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ.ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ.»
Учитель: ПЕРЕВАЛОВА Г.Н.
Слайд 31.2.Чем отличаются предложения друг от друга?
«Язык есть вековой труд целого поколения»,
- сказал Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
Слайд 43.4.Как вы понимаете смысл слов эпиграфа?
Чему бы ты ни учился,
ты учишься для себя.
Петроний, древнеримский писатель
Слайд 55.Цели урока:
Вспомнить: что такое чужая речь и как ее можно передать;
Что
такое прямая речь.
Уметь: находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них;
составлять схемы предложений с прямой речью;
заменять прямую речь косвенной.
Употреблять прямую и косвенную речь.
Продолжить подготовку к ГИА.
Слайд 66.Подумайте и ответьте на вопросы:
1.ЧТО ТАКОЕ ПРЯМАЯ РЕЧЬ?
2.КАК СТРОЯТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?
3.КАКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ СТАВЯТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?( схемы ).
4.КАКИЕ СЛОВА МОГУТ ВВОДИТЬ ПРЯМУЮ РЕЧЬ ?
Слайд 7Прямая речь – это
точно воспроизведённая чужая речь, переданная от
лица того, кто её произнёс или написал.
Слайд 8Предложения с прямой речью
состоят из слов автора и собственно прямой
речи.
Слайд 9Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
На письме прямая речь заключается
в кавычки.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
Слайд 107.Схемы предложений с прямой речью.
А: «П».
«П», - а.
А: «П?» «П!» - а.
А: «П!» «П?» - а.
«П,-а.-П.!?» «П,?!-а.-П.!?»
Слайд 118.Авторские слова, вводящие прямую речь:
сказал, подумал, попросил, написал, прочитал,
шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул. . .
Слайд 129.Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью:
Максим Горький писал Хорошая
книга – просто праздник .
Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил он.
Писатель советовал людям Любите книгу, она облегчит вам жизнь .
Читайте! Читайте! Читайте! восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 13Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка).
Максим Горький писал:
«Хорошая книга – просто праздник».
«Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил он.
Писатель советовал людям: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь».
«Читайте! Читайте! Читайте!» - восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 1410.Игра «Найди ошибку».
А «П».
А: П?
А П!
«П» - а.
П! - а.
П? а.
Слайд 15Игра «Найди ошибку» (проверка).
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
«П», - а.
«П!» - а.
«П?» - а.
Слайд 1611.Работа с текстом.
Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я постучался.
Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.
КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ЭТИХ СТРОК ?
Слайд 17Александр Сергеевич Пушкин.
Повесть
«Капитанская дочка».
Слайд 18Безударные гласные в корне слова.
Чтобы проверить безударную гласную в корне
слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.
Слайд 19Работа с текстом (проверка).
Я побежал в светлицу. Двери были
заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.
Слайд 2012.Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка).
«П?» - а.
А: «П».
«П»,
- а.
Слайд 2113.14.Подумайте и ответьте на вопросы:
1.Как прямую речь можно заменить косвенной?
2. Что
представляют собой по форме предложения с косвенной речью?
Слайд 2215.16.Замените прямую речь косвенной:
«Ребята,вы были на выставке керамики?»- спросила учительница.
2. «Возможно,я
летом поеду в деревню»,-сказала Мария.
3. «Помоги,пожалуйста,решить задачу»,-попросил меня Никита.
Слайд 23Контрольный тест
для учащихся 9 класса
Тема:
«Предложения с чужой речью»
Слайд 241.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
Польский юморист Ежи Лец писал,
что «Тот, кто не разбирается ни в чём, может взяться за что угодно».
2) «Посмотрите на него: не правда ли, в нём что-то есть?» - говорила она своим друзьям.
3) Авраам Линкольн утверждал: «Книги напоминают человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы».
Слайд 252.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) Эразм Роттердамский, разговевшись в Великий
пост, заметил, что «моя душа- убеждённая католичка, но желудок, увы, протестант».
2) По мнению Ларошфуко, «величайшее чудо любви состоит в том, что она излечивает от кокетства».
3) «Милый мой метр-д`отель!»,- говорила Ольга Ивановна, всплескивая руками от восторга.
Слайд 263.Чужая речь неправильно оформлена в предложении
1) Один писатель пошутил, что «обложка-
самая увлекательная часть моих книг».
2) «Что вам угодно?» спросил актёр басом.
3) Как считал Виктор Гюго, «свобода начинается с иронии».
Слайд 274.Чужая речь неправильно оформлена
в предложении:
1) «Это мучительно!»- процедил сквозь зубы
художник и вскочил.
2) Гете как-то сказал, что есть книги, из которых «можно узнать обо всём и ничего не понять».
3) По мнению художника Карла Брюллова: « Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».
Слайд 285.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) Известный афоризм гласит, что: «Детская
ложь и искренность взрослых - два недостатка, которые не прощаются».
2) Каждый вечер он подходил к мясному отделу и спрашивал скучающего детинушку в халате- «А вырезки что, опять нет?».
3) По мнению А.Франса, «ирония – последняя стадия разочарования».
Слайд 296.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) Мандельштам писал, что: «У интеллигента
не биография, а список прочитанных книг».
2) Как сказал Гете, «кто не знает чужих языков, тот не знает ничего о своём».
3) «И откуда к нам экой прохвост выискался!»- говорили обыватели.
Слайд 307.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) Один юморист точно заметил, что:
«Хам остаётся хамом, даже когда извиняется».
2) «Зачинщики- вперёд!» скомандовал градоначальник.
3) Джон Осборн призывал никогда не верить «зеркалам и газетам».
Слайд 318.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) По словам Даниила Хармса, «лучше
быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным».
2) Известен афоризм Сократа, где он утверждал, что «Я знаю, что я ничего не знаю».
3) «Принимаете ли горчицу?» внятно спросил он, стараясь устранить из голоса угрожающие ноты.
Слайд 329.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) Один юморист, перефразировав известное изречение,
сказал, что «не так страшен закон, как его толкуют».
2) По мнению А. Чехова : «У бедных просить легче, чем у богатых».
3) «Не узнал», укоризненно протянул пришелец.
Слайд 3310.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:
1) Капитан поднял на него холодное
правоохранительное лицо и спросил «Вы отдаёте себе отчёт?»
2) Французское изречение гласит, что: «Отдав деньги другу, теряешь друга и деньги».
3) Как писал Вольтер, «свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
Слайд 34Проверь работу соседа и оцени ее!
1-1
2-1,3.
3-1,2.
4-3.
5-1,2.
6-1.
7-1,2.
8-2,3.
9-2,3.
10-1,2.
Слайд 3517.Игра «Третье – лишнее
и почему?»
Лесничий сказал: «Я видел на озере
лебедей».
Лесничий сказал, что он видел на озере лебедей.
Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
Слайд 3618.Домашнее задание:
1.Выписать из любых произведений 3 предложения с прямой
речью.
2.Замените их (устно) предложениями с косвенной речью (всеми возм.сп.)
3.Составьте мини-сочинение, используя предложения с прямой речью на тему «Школа».