Слайд 1Урок –многогранник
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Бенойская ООШ»
Джабировой М.К.
Слайд 2Тема: «М..ж..р..д..е..н..е с..я..и на уроке литературы»
Цели: продемонстрировать богатство и возможности русского
языка;
показать огромное значение м..ж..р..д..е..н..х с..я..е.. для всестороннего развития способностей и потребностей школьников.
Слайд 3Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что
кинул он в краю родном?..
Слайд 4О чем стихотворение?
-
Незамысловатая пейзажная зарисовка?
Рис.
Слайд 5
Задание по предметам:
русский язык и литература,
история и обществознание,
география,
рисование,
математике.
-Что
вы видите в данном отрывке стихотворения с точки зрения представленных предметов?
Слайд 6Философический смысл
Отражение душевного состояния автора;
Мотив одиночества;
Поиск нового.
Слайд 7Литература
Какие выразительные средства использует поэт?
Слайд 8Изобразительно-выразительные средства:
Антитеза: «ищет», «кинул»; «далекий», «родном»;
Эпитеты: «одинокий», «голубом»;
Инверсия: «В тумане моря
голубом»;
Аллитерация: …парус одинокий,
…моря голубом,
…в стране далекой,
…в краю родном.
Анафора: Что кинул…
Что ищет…
Слайд 9-Назовите основную тему и идею стихотворения
Слайд 10Основная тема стихотворения:
Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие
между жизнью и человеческой личностью, брошенной в её океан.
Слайд 11Идея:
Жажда лучшей жизни, протест против зла и насилия.
Слайд 12Русский язык
-Рассмотрите стихотворение с точки зрения морфологии.
-Синтаксиса?
-Определите структуру предложений. Аргументируйте.
Слайд 13Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что
кинул он в краю родном?..
Слайд 14КИА (культурно-исторический аналог)
Глаголы: «белеет», «ищет», «кинул», выраженные сказуемым;
Прилагательные: «одинокий», «голубом», «далекой»,
«родном», выраженные определением;
Существительные: «парус», «в тумане», «моря», «в стране», «в краю», выраженные подлежащим, обстоятельством, дополнением.
Местоимение: «он», выраженное подлежащим
Служебные части речи: предлоги «в».
Союзные слова: «что»
Структура: все предложения простые, т.к. имеют в себе только одну грамматическую основу.
Слайд 15История
Стихотворение «Белеет парус одинокий» написано М. Лермонтовым в 1832 году.
Что
вы можете рассказать об истории России за представленный период, т.е. о наиболее значимых событиях первой половине 19 века?
Слайд 161812-1813 год – Отечественная война.
Создание
тайных обществ, восстание декабристов в 1825 году.
Правление Николая 1 (1825-1855), один из самых реакционных периодов нашей истории.
Сохраняется крепостное право с его произволом, полным пренебрежением к простому народу, и, как следствие, отставание России от Запада в социальном, экономическом, политическом отношениях.
Слайд 17Задание:
Найти значение слов «реакционер, реакционный»
Слайд 18Обществознание
- Может ли «одинокий парус» символизировать общество?
Слайд 19КИА (культурно-исторический аналог)
Под парусом одиноким подразумевается не только отдельная свободолюбивая личность
, но и целое общество, которого не устраивает социальное неравенство. Такое состояние связано с неравномерным распределением доходов, отсутствием демократии. Оно вызывает различные общественные движения: реформаторские, регрессивные, утопические, революционные.
Социальное неравенство существовало всегда, но когда оно достигает апогея, происходит поляризация общества, возникает социальная напряженность, выливающаяся из скрытой агрессии в открытую форму протеста.
Весь процесс и результат расслоения общества называется стратификация. Она возникла вместе с зарождением человеческого общества.
Возможно перемещение из одной страты в другую.
-Выясните значение всех неизвестных терминов.
Слайд 20География
…Моря голубом
-А что такое море?
-Сколько их всего?
Слайд 21КИА (культурно-исторический аналог)
Море-часть океана. В
мире существует 90 морей. Россию омывает 13, 12 из которых принадлежат трем океанам: Тихому, Северному Ледовитому, Атлантическому, и одно море-озеро, относящееся к бессточному Евразийскому бассейну.
-Выясните, что это за море-озеро.
Слайд 22Математика (работа в парах)
Согласно некоторым исследованиям по изучению
вероятности появления различных букв в художественных текстах, относительная частота появления буквы «в» равна 0,038, буквы «м» - 0,026.
-Найдите относительную частоту появления в данном отрывке стихотворения:
а) буквы «в»;
б) буквы «м».
1)Подсчитайте общее количество букв в тексте.
2)Распределите, кто выполняет задание а), а кто -задание б), и выполните их.
3) Сравните полученные результаты с данными, приведенными в условии.
Слайд 23Эвристика
-Составьте свои вопросы к стихотворению.
-Сочините диалог между морем и парусом.
Слайд 24Связь с жизнью
…Что кинул он в краю родном?
…Что искал он
в стране далекой?