Слайд 1Тестовые оболочки
Рыженко Е. В.
Слайд 2Содержание:
Виды текстовых оболочек.
Требования к тестовым оболочкам.
Теоретические основы и принципы создания тестов.
Методические
особенности использования тестового контроля на уроках информатики.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на уроках информатики с использованием тестов.
Источники информации.
Слайд 3Тестовые оболочки
это профессиональный инструмент автоматизации процесса тестирования и обработки результатов, который
предназначен для решения широкого спектра задач:
Тестирование и контроль знаний учащихся.
Определение профессионального уровня сотрудников.
Проведение психологического тестирования.
Проведение опросов.
Организация олимпиад и конкурсов.
Слайд 4Виды текстовых оболочек.
универсальные
Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть.
Среди них Адонис (Москва), Linkway (Microsoft), Фея (Томск), Радуга (Москва) и т.п.
специализированные
Специализированные тестовые оболочки предназначены лишь для формирования тестов. Это - Аист (Москва), I_now (Иркутск), Тест (Красноярск) и др.
Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса:
Слайд 5Требования к тестовым оболочкам
интуитивно-понятный интерфейс;
возможность добавления не только вопросов в
базу, но и других тематических и предметных тестовых блоков;
возможность работы, как по сети, так и в условиях ее отсутствия;
возможность внесения изменений в базу данных вопросов, тем, предметов;
возможность перехода между вопросами, чтобы в случае затруднения учащийся мог сразу не отвечать, а подумать и позднее вернуться к сложному вопросу;
Слайд 6Требования к тестовым оболочкам
возможность фиксированного временного интервала отведенного для прохождения теста,
который устанавливает каждый преподаватель-предметник для своего тематического блока;
неограниченное количество вопросов в тестовом сеансе, то есть из заполненной базы преподаватель-предметник может назначить любое количество вопросов по интересующей теме, конечно не превышающее количество вопросов находящихся в базе;
вывод результатов тестирования в виде процентного соотношения количества верных ответов;
эргономичность интерфейса тестирующего комплекса.
Слайд 7Три класса компьютерных тестов
Слайд 9Первый принцип разработки
соответствие содержания теста целям тестирования.
Для оценки
знаний на соответствие требованиям минимума содержания учебных программ, в тест придется включать немало сравнительно легких заданий.
Слайд 10Второй принцип
определение значимости проверяемых знаний.
Принцип значимости указывает на
необходимость включения в тест только тех элементов учебной программы, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания становятся несущественными, фрагментарными, состоящими из второстепенных элементов.
Отбор значимых элементов проводится с опорой на мнения педагогов-экспертов, имеющих личный опыт преподавания и проверки знаний по интересующей учебной дисциплине.
Слайд 11Третий принцип
взаимосвязь содержания и формы.
Не всякое содержание поддается
выражению в форме тестового задания. Доказательства, обширные вычисления, многословные описания не поддаются представлению в тестовой форме. Из этого вытекает важный вывод - тестовую форму нельзя рассматривать как универсальную, пригодную на все случаи проверки знаний.
Слайд 12Четвертый принцип
содержательная правильность тестовых заданий.
В тест включается только то
содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддаётся аргументации. Каждое задание теста опирается, как правило, на факт, правило, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод. Спорные точки зрения, вполне приемлемые в науке, не рекомендуется включать в содержание тестовых заданий.
Слайд 13Пятый принцип
репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста.
При разработке
теста обращается внимание на полноту и достаточность числа заданий для аргументированного вывода о знаниях. В самом деле, проверить знания учащихся можно по пяти-шести заданиям.
Слайд 15Шестой принцип
соответствие содержания теста уровню современного состояния науки.
Этот принцип
вытекает из естественной необходимости проверять знания школьников не на устаревшем, а на современном учебном и контрольном материале. Трудность реализации этого принципа заключается в опосредованности связи содержания теста с уровнем развития науки. Здесь полезно напомнить, что учебный предмет представляет своеобразную проекцию научного знания в плоскость усвоения.
Слайд 16Седьмой принцип
комплексность и сбалансированность содержания теста.
Тест, разработанный для итогового
контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные, если не все, темы учебного курса.
Особенно важен этот принцип для разработки интегративных тестов.
Слайд 17Восьмой принцип
системность содержания.
Это означает формулирование такого содержания тестовых заданий,
которое отвечало бы требованиям системности при проверке знаний. Помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний.
Слайд 18Девятый принцип
вариативность содержания.
После первого применения теста его содержание становится
известным испытуемым. И если есть условия для передачи информации о содержании заданий другим учащимся, то это почти всегда делается. Испытанным в практике способом защиты тестовых результатов от возможных искажений такого рода является создание множества вариантов заданий одного и того же теста.
Кроме того, содержание теста не может оставаться неизменным, независимым от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников.
Слайд 19Тест
– это стандартизированное задание, по результатам которого судят
о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Поэтому к тестам предъявляют определенные требования:
валидность,
определенность,
стандартизированность,
надежность,
практичность,
простота в использовании,
прогностическая ценность.
Слайд 20Валидность тестов
отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо
он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен.
Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования.
Слайд 22Определенность теста
означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие
задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.
Слайд 23Стандартизированность
– единая процедура проведения тестирования и подведение его итогов.
Слайд 24Надежность теста
это вопрос о том, в какой мере его повторение
приведет к тем же результатам.
Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможности влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)
Слайд 25Прогностическая ценность теста
означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты
обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
Слайд 26Методические особенности использования тестового контроля на уроках информатики
Тесты заставляют учащихся мыслить
логически, использовать зрительное внимание, укреплять память.
Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.
Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.
Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Слайд 27Тесты позволяют:
эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце)
урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
качественно оценить знания учащихся;
освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
Слайд 28Тесты позволяют:
вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
применить методы математической
статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
повышение мотивационной стороны обучения,
использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),
возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).
Слайд 29Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий
и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем.
При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор.
Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.
Слайд 30Компьютерное тестирование как особый инновационный вид тестирования является наиболее эффективной формой
контроля, проверки и самопроверки знаний учащихся.
Слайд 31Достоинствами компьютерного тестирования являются:
объективность тестирования: ЭВМ «беспристрастна» при предъявлении тестовых заданий
и подсчете результатов их выполнения;
удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ;
удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования;
возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера, при этом возможно использование графических, динамических, интерактивных и других специфических видов представления тестовых заданий на компьютере.
Слайд 32Недостатками компьютерного тестирования являются:
слабые эргономические свойства монитора компьютера;
компьютерная боязнь (с учетом
возрастных особенностей);
проблема безопасности и защиты данных.
Слайд 33Недостатками компьютерного тестирования являются:
данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и
включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
Слайд 34Применение тех или иных тестов на уроках информатики будет наиболее эффективным
и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов. При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования и развития обучаемых.
Поэтому необходимо учитывать характер материала, а также возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования, предъявляемые к их разработке. Т.к. грамотно составленные и апробированные тесты позволяют достичь высоких результатов.
Слайд 35Источники информации:
Программа для создания тестов и онлайн тестирования. [Электронный ресурс] http://indigotech.ru/
Инструментальные
тестовые оболочки. [Электронный ресурс] http://allrefs.net/c21/3grib/p101/
Разработка многопредметной тестовой оболочки. [Электронный ресурс] http://kref.ru/infoinformatsionnyetekhnologii/106006/8.html
Тестовые оболочки и возможности их использования в обучении. [Электронный ресурс] http://www.coolreferat.com/
Сравнительный анализ программных оболочек создания компьютерных тестов. [Электронный ресурс] http://econf.rae.ru/article/6870
Принципы разработки содержания теста. [Электронный ресурс] http://www.pandia.ru/text/78/273/79086.php
Акопян Э. В. Тестовый контроль на уроках информатики.[Электронный ресурс] http://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2013/05/16/testovyy-kontrol-na-urokakh
Воробьева Т. Н. Применение компьютерного тестирования на уроках информатики. [Электронный ресурс] http://sociosphera.com/publication/conference/2013/169/primenenie_kompyuternogo_testirovaniya_na_urokah_informatiki_v_spo/
Тестирование как форма проверки и оценки знаний на уроках информатики. [Электронный ресурс] http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00102454_0.html