Презентация, доклад на тему Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) - ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Слайд 1Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина
Выполнил: Зорихин И.Л.

Теория периодизации детского развития  Д.Б. ЭльконинаВыполнил: Зорихин И.Л.

Слайд 2Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) - ученик выдающегося отечественного

ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) - ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи

Слайд 3Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается

в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.


Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов

Слайд 4Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину

Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину

Слайд 5Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения

мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.
Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз

Слайд 6Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:
• Кризис первого года (переход

к раннему возрасту).
• Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).
• Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту).
• Кризис подросткового возраста.

Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:•	Кризис первого года (переход к раннему возрасту).•	Кризис 3-х лет (переход

Слайд 7Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения

психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.
Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется

Слайд 8Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка

больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития
Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность

Слайд 9Основываясь на своих исследованиях вместе с В.В. Давыдовым разработал систему начального образования. С

1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
Основываясь на своих исследованиях вместе с В.В. Давыдовым разработал систему начального образования. С 1995-1996 учебного года система

Слайд 10С критикой периодизации Эльконина выступил известный советский психолог

А.В.Петровский, который, в свою очередь, развивал "деятельностный подход" в сфере социальной психологии применительно к формированию коллективов и других групп:

«Детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например, в дошкольном возрасте или в трех школьных возрастах. Все это всегда было результатом наших собственных умозрительных построений»

С критикой периодизации Эльконина выступил известный советский психолог

Слайд 11Критика теории
Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных

ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.
Критика теорииКонец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни.

Слайд 12Главный недостаток системы обучения Эльконина-Давыдова
Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова:

она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Главный недостаток системы обучения Эльконина-ДавыдоваОбщий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в

Слайд 13Рекомендуемая литература:
1. Нежнова Т.А. От составителя //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.

Психология 1989г. № 4 с 9-10
2. Эльконин Д.Б. "… Нет меры могущей измерить чувство дружбы моей " (фронтовые письма к А.Н.Леонтьеву) там же с. 10-20
3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М . 19814. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971г
5. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии. 1987.№ 1. 15-26
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.


Рекомендуемая литература:1. Нежнова Т.А. От составителя //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1989г. № 4 с 9-102.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть