Слайд 1Дисциплина «Теория и методология анализа и прогнозирования рисков»
к.э.н. доцент Заярная И.А.
, 2018 г.
Сущностные аспекты
понятия риска в бизнесе
Новороссийский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Слайд 2История и содержание понятия риска
В древнем Вавилоне - центре влиятельной месопотамской
цивилизации 3-4 тысячи лет до н.э. существовала практика страхования морских судов, основанная на простых методах анализа.
Слайд 3Для того чтобы поощрить развитие торговли, император Клавдий сам выступал в
качестве государственного страховщика, бесплатно обязавшегося покрывать риски торговцев по утере корабля из-за шторма.
Практическое начало управлению рисками положено во времена Римской империи.
Слайд 4Систематические исследования в области анализа природы и сущности риска начались много
позднее в период зарождения буржуазного уклада хозяйствования (конец XVII века, английский математик, демограф Э. Галлей).
Слайд 5 По мере развития цивилизации и производственных отношений в
коммерческо-деловой сфере великие умы экономической мысли все больше обращали внимание на связь между прибылью и риском.
Впервые об этом написал Адам Смит в своих трудах, а затем эту идею подхватили и другие авторы.
Слайд 6 В своей работе «Экономический
образ мышления» американский экономист Пол Хейне отмечал, что условием возникновения прибылей у компаний является неопределенность и сопутствующий ей риск.
Слайд 7Зарождение и активное развитие области научного знания в сфере изучения рисков
и управления ими начинается со второй половины XX века в эпоху научно-технической революции.
Слайд 8Версии семантических источников понятия «риск»
Слайд 9Состав авторских определений понятия «риск»
Слайд 10Научные подходы к определению понятия «риск»
Слайд 11Состав характеристик риска коммерческой организации
Характеристики риска, как его особые свойства, демонстрируют
и обеспечивают связь между его оценкой и ранжированием. Характеристики различают
стандартные математические,
базовые,
общего плана.
Слайд 12Среди стандартных математических показателей, основанных на теории вероятности, выделяются:
Слайд 13Для оценки основных свойств установленных угроз следует идти от конца процесса.
Для
того чтобы разглядеть будущие события, нужно знать основные закономерности, выражающиеся в характеристиках риска.
Слайд 14С позиции перспектив объекта, обуславливаемых принятым решением, выделяют три базовых рисковых
характеристики.
Слайд 15Основные причины возникновения деловых рисков
Слайд 16Неопределенность внешней и внутренней среды организации по отношению к принимаемому решению
формирует объективные и субъективные причины риска, обеспечивающие в свою очередь его двойственный характер.
Три формы неопределенности объективного свойства не зависят от воли лиц, принимающих решения. Например, противодействие конкурентов может быть направлено на нанесение ущерба торговой марке организации в активной или пассивной форме.
И эти действия объективно от нас не зависят.
Слайд 17Условия субъективных причин риска, в отличие от объективных оснований, всегда существуют
с возможностью определенной коррекции.
Например, может быть поставлена задача по уменьшению ограничений менеджера, которая решается организационными и техническими средствами.
Слайд 18Помимо базовых характеристик существуют и другие специфические качества, подлежащие учету в
работе с угрозами:
Слайд 19Двойственный характер влияния на возможности. Модель воздействия объективных и субъективных факторов.
Слайд 24Современные концепции риска
Еще в недавнем прошлом в мировой теории и практике
базовой считалась концепция абсолютной безопасности или нулевого риска.
Однако многочисленные реальные события показали ее несостоятельность.
Беспрецедентное усложнение и ускорение производственных процессов, коммуникационное и транспортное многообразие привели к лавинообразному росту факторов и буквально заставили изменить подход в отношении к постоянно возникающим угрозам.
Слайд 25В настоящее время принята и активно развивается концепция приемлемого риска. Исходя,
в первую очередь, из экономических соображений, его приемлемость должна быть обоснованной. Сущность концепции состоит в том, что при принятии решения взвешиваются на одной «чаше весов» возможности (выгоды), а на другой – опасности (потери). В рамках данной парадигмы анализ риска и разработка мероприятий по его уменьшению до приемлемого уровня приводят к принятию решений, которые позволяют риск для субъекта хозяйственной деятельности в допустимых пределах.
Слайд 26Схема работы с риском в концепции приемлемого риска
Цель концепции заключается в
том, чтобы всегда или почти всегда находить приемлемое решение в условиях рассматриваемого риска.
Слайд 27Настоящая концепция реализуется в три этапа.
Слайд 29Модель зонирования риска в концепции приемлемого риска
Слайд 30Определить причины и факторы риска для следующих ситуаций риска:
Риск остановки производства
(не реализации профильной технологии) из-за отсутствия сырья (не заключения договора на его поставку).
Риск не реализации производственных планов или инновационных проектов.
Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
Практическое задание: «Причины и факторы риска»
Слайд 31Задание №2 .Определить опасности, угрозы и риски, характерные
для предприятия отрасли
туризма и отдыха, по следующим данным:
предприятие расположено в городе Анапа;
является обществом с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе ГК РФ; общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс; рублевые и валютные счета в банках;
основные направления деятельности: продажа готовых туристических программ; организация индивидуальных поездок; программы обучения и стажировок за рубежом; бронирование туристических пакетов через Интернет на сайте предприятия; страхование туристических поездок; размещение рекламы; участие в туристических выставках.
предприятие арендует офисное помещение площадью 60 м2;
имеет собственный автотранспорт – автомобиль ГАЗ.
оплата туристического продукта осуществляется как за наличный расчет (внесением денег в кассу), так и через рублевые и валютные счета банков предприятия;
для осуществления своей деятельности предприятие берет кредиты в банке (при необходимости);
имеет застрахованные объекты.
Предлагаемые услуги по туризму и отдыху обеспечены устойчивым спросом.
Рынок туризма насыщен, конкуренция достаточно велика.