Слайд 1способы психологической защиты учителей
Этическая защита — это действия личности, произведенные
в целях защиты от посягательства на ее достоинства.
Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально-психологический урон, поэтому педагог может защититься скрытым способом.
Слайд 2
Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога,
что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.
Слайд 3несколько способов этической защиты
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся
общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял...?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
Слайд 4
2. Вопрос об адресате — используется наивное непонимание
Декларируется невозможность той формы
общения, которую предлагает партнер.
«Это вы мне?»
(мимика недоумения; пластика поиска, кому
адресовано такое
обращение,
но без насмешки,
издёвки, высокомерия).
Слайд 53. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения.
Суть в демонстрации партнеру
другой формы общения (культурной). Парадигма:
«Если я вас правильно понял...», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).
Слайд 64. Ссылка на личностные особенности — признание качеств, не позволяющих человеку вести общение
на заданном уровне
«Я не привык к такому...», «Мне всегда неловко...», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
Слайд 75. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств.
Партнер как бы
видит в зеркале
свои добрые возможности.
Обидчик невольно соглашается
с позитивными предложениями,
и уровень общения поднимается
выше.
Слайд 86. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло.
Концентрирование внимания на
детали.
«Как хорошо, что вы напомнили мне...», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил...»,
«Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне...»
Слайд 9Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со
старшеклассниками.
Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
Слайд 101.Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести
себя иначе
«Если вам так хочется...», «Если только так вы и умеете...», «Если это приносит вам чувство удовлетворения...».
Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего
общения или выяснения
отношений.
Слайд 112. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы
защиты заключается в возвышении партнера.
С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа:
«Вы такой...(умный, порядочный)
а, ...».
Последняя часть фразы недосказана,
ее досказывает, додумывает обидчик
сам.
Слайд 123.Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный
Разрыв отношений «здесь и
сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы:
«Вероятно, вы не способны понять,
что вы сказали», «Жаль, что вы не
осознаете, что сейчас произошло»,
«Вы не понимаете, что сделали».
Слайд 13
Используя способы
этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и открытой оценки. И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать личность воспитанника!
Вы — учитель, эталон для подражания.