Слайд 1Современные психолого-педагогические технологии обучения
Разработал: Гаврилик С.И.
Слайд 2Содержание
Введение
1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды
2. Дистанционное обучение
Заключение
Слайд 3Введение
В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е.воздействия на
педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики)и технологии обучения.
Слайд 4Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного
процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
Слайд 5В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам,
структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.
Слайд 6С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования
– обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.
Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особый интерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей работе.
Слайд 7Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.
Обучающие игры выполняют 3
основные функции
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Слайд 8Каждой функции соответствует определенный тип игры:
Для повышения эффективности обучающей игры
ее технология должна отвечать определенным требованиям:
Игра должна соответствовать целям обучения;
Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
Возможность использования творческих элементов в игре;
Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Слайд 9Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
Создание игровой атмосферы. На данном
этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
Проведение игры - в результуте которой должна быть решена поставленная задача;
Подведение итогов - анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами ( психологом, педагогом).
Слайд 10Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В
процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.
Слайд 11Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие
их разновидности:
имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков.
Слайд 12сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или
иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.
Слайд 13инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их
подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Слайд 14Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последней
– это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.
Слайд 15организационно-деятельностные.
В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора
вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы.
Слайд 16Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также
отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д.
Слайд 17Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:
сопоставлять свое мнение с
мнением других;
оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;
находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;
осозновать свои поведенческие и психологические установки;
выполнять различные функциональные роли и др.
Слайд 18О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных
специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию профессиональных и личностных качеств.
Слайд 19На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и другие
психолого-педагогические методики и технологии могут успешно применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.
Слайд 20Дистанционное обучение
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие
образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое дистанционным.
Слайд 21Дистанционное обучение
это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране
и зарубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.).»Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandemпозволяет найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении, предлагая определенную методику организации процесса общения.
Слайд 22Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
способствуют повышению мотивации обучения;
являются
источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.
Слайд 23Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при сочетании эффективного
финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.
Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.
Слайд 24Заключение
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение как в
обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.
Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии.
Слайд 25Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное обучение, позволяющее в
домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране.
Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии, совместные коллективные проекты.
Слайд 26В итоге всего вышеизложенного можно смело сказать, что два типа технологий
– информационные и обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.