Презентация, доклад на тему Современные научно методические концепции развития речи младших школьников От чего зависит успешность формирования у первоклассников механизма чтения

Содержание

«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке»

Слайд 1Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников. От чего зависит успешность

формирования у первоклассников механизма чтения. Активные методы, приёмы формирования у первоклассников механизма чтения. Интеграция видов чтения для формирования читательской компетентности у младших школьников.


Учитель начальных классов
Петросянц Нонна Эдуардовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
города-курорта Кисловодска

Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников. От чего зависит успешность формирования у первоклассников механизма чтения. Активные

Слайд 2«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым

для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение

Слайд 3 Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и

развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Для ребёнка хорошая речь –  залог успешного обучения и развития.   Вот почему

Слайд 4Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг,

слушание радио);
Обеспечить создание речевых ситуаций;
Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
Формирование умения работать над текстом художественного произведения;
Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений;
Формирование навыков связной речи (устной и письменной);
Воспитание интереса и уважительного отношения к слову;
Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Задачи:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);Обеспечить создание речевых ситуаций;Обеспечить правильное

Слайд 5От натренированности мускулатуры его органов речи;
От понимания ребёнком лексических и грамматических

значений языковых единиц;
От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;
От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребёнка

Усвоение речи ребёнком зависит:

От натренированности мускулатуры его органов речи;От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;От развития у ребёнка

Слайд 6Содержательность
Логичность
Точность
Выразительность
Ясность
Правильность

Требования к уровню развития речи учащихся:

СодержательностьЛогичностьТочностьВыразительностьЯсностьПравильностьТребования к уровню развития речи учащихся:

Слайд 7


произносительный лексический

уровень уровень


грамматический уровень
уровень текста

Уровни развития речи:

произносительный          лексический   уровень

Слайд 8

связанные с восприятием

связанные с созданием
чужой речи собственного высказывания



на слух зрительно устно письменно





слушание чтение говорение письмо
(аудирование)

Виды речевой деятельности:

связанные с восприятием         связанные с созданием

Слайд 9
Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.

Словарная работа включает в себя 4 направления:
обогащение словаря;
уточнение словаря;
активизация словаря;
устранение нелитературных слов.

Слово – основная значащая единица языка.

Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.  Словарная работа включает в себя 4

Слайд 10

Речевая среда

речевая среда:
в семье, среди друзей книги, газеты, радио,
телевидение, интернат



учебная работа в школе словари, справочники
(учебники, речь учителя)


Источники обогащения словаря

Речевая среда           речевая среда:в семье, среди

Слайд 11Развитие речи через малые жанры
сказки
пословицы
скороговорки
считалки
игры
загадки

Развитие речи через малые жанрысказкипословицыскороговоркисчиталкиигрызагадки

Слайд 12Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных

ценностей.

1. Продолжи сказку: «Жили-были…»
2. Угадай, кто я?
3. Инсценировка.
4. Угадай сказку.
5. Растеряшка.
6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт.
Докажи характер героя примерами из сказок.
Опиши героя.
Придумай конец сказки.
Придумай кроссворд к сказке.

СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.1. Продолжи сказку: «Жили-были…»2. Угадай, кто

Слайд 13Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность

отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.

1. Для выделения нового или изученного звука.
2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.).
3. Сочиняем загадку.
4. Отгадай кроссворд (из загадок).
5. Нарисуй отгадку.
6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма.
7.Звуковой анализ отгадок.

ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И.

Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности,

Слайд 14Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес

к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.

1. Вместо точек вставь название животных.
2. Доскажи пословицу.
3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему).
4. Соотнести пословицу и картинку.
5. Составить пословицу.
6. Игра «Пословичная лента».

ПОСЛОВИЦА «Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».

Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение

Слайд 15Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой

голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству.

1. Работа над артикуляцией.
2. Письмо по памяти.
3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.

СКОРОГОВОРКА «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов».

Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному

Слайд 16Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена.

1. «Дополни

считалку».
2. Игры с использованием считалок.
3. «Составить считалку».
4. «Найти рифму».
5. «Найти концовку».

СЧИТАЛКА «Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый народ».

Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена.1. «Дополни считалку».2. Игры с использованием считалок.3. «Составить

Слайд 171. «Кто это сказал?»
2. «Продолжи стихотворение или рассказ».
3. «Кто мы?»
4. Игра

«Умники и умницы».
5. Викторины по сказкам.
6. «Игра «Знатоки русского языка».

ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский

1. «Кто это сказал?»2. «Продолжи стихотворение или рассказ».3. «Кто мы?»4. Игра «Умники и умницы».5. Викторины по сказкам.6.

Слайд 18 Умение читать
Важнейшая информационная технология
Важнейшее коммуникативное умение

Умение читать Важнейшая информационная технологияВажнейшее коммуникативное умение

Слайд 19ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕМ

ЧТЕНИЮ
У
П
Р
А
В
Л
Е
Н
И
Е
Речевая
зарядка
РАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО

АППАРАТА

РАЗВИВИТИЕ БОКОВОГО ЗРЕНИЯ И ОТРАБОТКА ПРЯМОГО ВЗГЛЯДА

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ

РАЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ, УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

РАЗВИВИТИЕ ГИБКОСТИ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ И ВСЛУХ

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ

РАЗВИВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СОЗДАНИЕ ПРОЧНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЗРИТЕЛЬНЫМИ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ СЛОГОВ И СЛОВ, НАКОПЛЕНИЕ В ПАМЯТИ СЛОГОВ И СЛОВ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБУЧЕНИЕМ ЧТЕНИЮУПРАВЛЕНИЕРечеваязарядкаРАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯРАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТАРАЗВИВИТИЕ БОКОВОГО ЗРЕНИЯ И ОТРАБОТКА ПРЯМОГО ВЗГЛЯДАРАЗВИТИЕ

Слайд 202.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИИ
1. Вдох носом - выдох

через рот.
Вдох - задержка дыхания - выдох.
Вдох - выдох по порциям. -

2. «Гудок приближается и удаляется»: вдох - на выдохе произносим М-ММ-М-М; Н-Н-Н-Н-Н.
«Рычание собаки»: вдох - на выдохе Р-Р-Р-Р-Р.
«Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: С-С-С-С-С.
«Свеча»: ровный и медленный выдох, затем глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
«Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: ФУ! ФУ! ФУ!

3. Летела муха около уха: Ж-Ж-Ж.
Летела оса около носа: С-С-С.
Летел комар и звенел: 3-3-3.
Сел на лоб, мы его хлоп -
И поймали: 3-3-3.
Пусть летит

2. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИИ1. Вдох носом - выдох через рот. Вдох - задержка дыхания

Слайд 21УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА: «ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА»
1. Читаем быстро, смотрим

внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА’-ДА-ДА, ДА-ДА’-ДА, ДА-ДА-ДА

3. Читаем цепочку слогов:
ЛО БА ЖУ НЯ ЛИ СА ЖА СИ НЯ КИ

4. Читаем слова с наращиванием:
ПО - ВАР, ЖАР, СМЕЙ, ПЕЙ, ШЁЛ, ВЁЛ

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА: «ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА»1. Читаем быстро, смотрим внимательно: ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО ЯОЮ АЮОЕ

Слайд 22УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ И ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕДПОСЫЛКОЙ

ПРАВИЛЬНОГО И СКОРОСТНОГО ЧТЕНИЯ

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;
С Т Р

Ы И О Э Е Я Ю Е У А

С Т В

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:
ЖЗИ ТНО КТРИ
ДРУ ЗБИ СТР

3. Скороговорки.
Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.

Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием
тихо

тихо

громко

шёпотом

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ И ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ПРАВИЛЬНОГО И СКОРОСТНОГО ЧТЕНИЯ1. Чтение сочетаний

Слайд 231. Найди лишнюю букву: О, И, Б, Я, У.
Можно из

старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.
СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ОПЕРАТИВНУЮ ПАМЯТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ

3. «Да или нет?»
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

4. Дополни предложение:
Кот мяукал...
Эти упражнения формируют орфографическую зоркость, расширяют словарный запас

1. Найди лишнюю букву: О, И, Б, Я, У. Можно из старых газет вырезать любые тексты и

Слайд 24 УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СИНТЕЗУ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ
1. Помоги гласным и

согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:
Ж-К о Д-М
М-ш-Н у КН-Г-
Ш-К-ЛЬН-К а ХВ-СТ-К
Р-Н-Ц е Л-ДК-
ы
и

2. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:
полк краска склон экран беда тепло

3. В начало слова или его конец
добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

РОЗА Г ПАР К
ВОЛ К УТКА Ш
ОСЫ К СТОЛ Б

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СИНТЕЗУ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ 1. Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы

Слайд 25

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

1. Дифференциация сходных слогов и слов.
са - за ма - мя гол - кол
со - зо мо - мё гора - кора
су - зу му - мю игра - икра
2. Чтение слогов по подобию.
А о у
на но ну
за зо зу
ла ло лу

3. Чтение слов по подобию.
мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня

4. Чтение слов с наращиванием согласных.
низ - вниз плыл - всплыл
чай - чайник бил - вбил
плеск - всплеск двор - дворник
лез - влез копал - вскопал рыба - рыба

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА 1. Дифференциация

Слайд 26«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал

развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть