Слайд 1
Современные направления и подходы в работе с интеллектуально одарёнными учащимися
Слайд 2
Актуальность
1. Социальная
2. Экзистенциальная
Необходимость: разработать научно-
и организационно-методическое обеспечение выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи на основе преемственности этапов «школа – высшее образование – послевузовское образование».
Слайд 31. Создание культурно-обагащённого пространства и развивающей среды в учреждениях образования
выращивание индивидуальных
учебных действий учащихся;
становление индивидуальной учебной деятельности;
профессиональное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок;
совершенствование индивидуальной учебной деятельности и профессиональное становление обучающихся.
Слайд 4
2. Выявление интеллектуально
одарённых обучающихся
наличие методик выявления интеллектуально одарённых детей;
организацией психолого-педагогической
диагностики одарённости;
проведением многоступенчатых интеллектуально-творческих состязаний;
построение индивидуальной образовательной траектории;
психолого-педагогическое сопровождение;
тьюторское сопровождение одарённых детей и талантливой молодёжи;
включение в учебно- и научно-исследовательскую деятельность;
наблюдение; общение с родителями; изучение продуктов деятельности;
экспериментально-формирующий метод: конкурсы, соревнования, олимпиады, научно-практические конференции.
проведение специальных тренингов креативности
и дивергентности мышления.
Слайд 5
3. Учебно- и научно-исследовательская
деятельность одарённых учащихся
В процессе учебной и научно-исследовательской деятельности совершенствуются следующие учебно-познавательные умения:
умение видеть проблему;
умение принимать и самостоятельно ставить цели и задачи, предусматривать пути их решения, прогнозировать возможные результаты;
умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, моделировать, конструировать; проводить анкетирование, интервьюирование, обрабатывать результаты в соответствии с выбранными критериями и показателями;
умение обобщать, делать умозаключения, собственные выводы на основе анализа литературы, действительности, результатов эксперимента;
умение проводить контроль и оценку собственных действий, находить причины успехов и неудач, умение корректировать собственные действия.
Слайд 6
4. Психолого-педагогическое
сопровождение одарённых учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение: четыре этапа:
1. выявление детей
с признаками одарённости;
2. социально-психологическая адаптация одарённых учащихся к школьной среде;
3. гармоничное развитие интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, физической и коммуникативной сфер личности одаренного учащегося;
4. помощь в профессиональном самоопределении и отслеживание профессионального выбора.
Слайд 7
5. Тьюторское сопровождение
интеллектуально одарённой молодёжи
Целью деятельности тьютора является создание педагогических условий
для самосовершенствования и профессиональ-ного становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной обра-зовательной программы.
Основные функции тьютора:
диагностика;
выявление познавательных интересов;
построение индивидуальной;
образовательной траектории;
вовлечение учащегося в научно-
исследовательскую деятельности;
Слайд 8
6. Кадровое, учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
Основные направления деятельности:
координация;
организация и
научно-методическое обеспечение ПК педагогических работников;
организационно- и научно-методическое сопровождение интеллектуальных соревнований учащихся;
информационно-аналитическое
сопровождение;
обобщение и распространение
эффективного опыта.
Слайд 9
7. Управление, координация, контроль.
Формирование фундаментального
понятийного аппарата
Идея:
Республиканский совет по проблемам
интеллектуально одаренной молодежи.
Функции:
Содействие органам госуправления при принятии решений по вопросам работы с интеллектуально одаренной молодежью.
Разработка концептуальных основ развития…
Координация действий… планирование мероприятий.
Поддержка и развитие авторитета интеллектуального, научного
творчества…
Слайд 108. Критерии и показатели. Контроль и оценка эффективности функционирования системы
Проблема: развести
критерии и показатели
В качестве критериев предлагаются следующие:
Эффективность системы администрирования.
Уровень финансирования.
Развитость комплекса мероприятий и форм.
Эффективность участия студентов и выпускников УВО в Республиканском конкурсе научных работ студентов (только для высшего образования).
Эффективность участия учащихся (студентов) в мероприятиях республиканского уровня.
Эффективность участия учащихся (студентов) в мероприятиях международного уровня.
Уровень публикаций участников НИРС (только для студентов).
Связь между уровнями образования школа–УВО, НИРС с подготовкой научных работников высшей квалификации.
Поощрение школьников, студентов и работников из средств специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Слайд 11Задачи
1) проанализировать состояние работы с…;
2) разработать теоретические и научно-методические
основания критериев, показателей и оценки;
3) определить и реализовать основные подходы по программному обеспечению автоматизации процесса оценки работы с интеллектуально одаренной молодежью;
4) исследовать состояние научно-методического и организационного обеспечения выявления, развития и профессионального становления;
5) сформировать теоретические подходы для создания оптимальной модели выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи на этапах «школа – высшее образование – послевузовское образование»;
6) комплекс аналитических и научно-методических материалов.
Слайд 12
Концепция
выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь
на этапах «школа – высшее образование – послевузовское образование»
Слайд 13Концепция (продолжение 1 )
Содержание
Общие положения
Глава 1. Создание развивающей среды в учреждениях
образования
Первый этап. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.
Второй этап. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.
Третий этап. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования
Четвёртый этап. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.
Слайд 14Концепция (продолжение 2 )
Глава 2. Выявление интеллектуально одарённых обучающихся
Глава 3. Учебно-
и научно-исследовательская деятельность одарённых учащихся
Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся
Глава 5. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённой молодёжи
Глава 6. Кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Слайд 15Концепция (продолжение 3 )
Глава 7. Управление, координация, контроль. Формирование фундаментального понятийного
аппарата
Профессионально работающий республиканский центр
Координация и общественный контроль
Слайд 16Концепция (продолжение 4 )
Глава 8. Критерии и показатели. Контроль и оценка
эффективности функционирования системы
Развитие комплекса мероприятий
Методическое и нормативное обеспечение
Информационное обеспечение
Организация научных исследований для решения проблем работы с интеллектуально одарённой молодежью в Республике Беларусь.
Способ реализации Концепции.
Слайд 17Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 1 )
СОДЕРЖАНИЕ
Позняков В.В. Одарённость – «Божий дар». И не только
(вместо Введения)
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ
Пашкевич Ю.У.Сущность одарённости: эволюция представлений и подходов
Шакура С.Д. Интеллектуально-творческое развитие личности учащегося в процессе учебной деятельности
(теоретико-методологический аспект)
Игнатович Е.С. Системные основания профориентационной работы с одарённой молодежью
Слайд 18Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 2 )
Позняков В.В.Модель
инновационной среды вуза: методологические основания разработки
Захаров А.Г. Система критериев и показателей эффективности организации работы с интеллектуально одарённой молодежью
Пашкевич Ю.У. Мировой опыт выявления, формирования и развития одарённой учащейся молодежи
Пашкевич Ю.У. Особенности развития системы работы
с интеллектуально одарённой молодежью в Республике Беларусь
Слайд 19Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 3 )
РАЗДЕЛ II.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ: РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Позняков В.В. Учебно-исследовательская деятельность
одарённых учащихся в практико-методологическом измерении
Позняков В.В. Научное исследование в творческом развитии учащихся
Захаров А.Г. Проблемы привлечения интеллектуально одарённой молодежи к преподавательской и научной деятельности…
Минова М.Е.Коллективная творческая деятельность как условие формирования детского и молодежного коллектива…
Слайд 20Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 4 )
Дементьева Т.В.
Дементьев И.В. Особенности обучения одарённой молодежи (на примере подготовки учащихся к предметной олимпиаде по английскому языку)
Саликов А.Э. Творческая самореализиция молодежи в пространстве досуга: инновационный аспект…
Прудко Т.М. «Калейдоскоп» – молодежный праздник культур стран Пограничья
Прудко Т.М. Современные шоу-технологии в воспитании студенческой молодежи
Слайд 21Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 5 )
РАЗДЕЛ III.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
Самаль Е.В. Организация психолого-педагогической диагностики одарённости
Самаль Е.В.Роль психолога в процессе подготовки одарённых и высокомотивированных учащихся к предметным олимпиадам
Самаль Е.В., Симоненко У.О. Социальная креативность учащихся: сущность, структура, развитие
Слайд 22Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 6 )
Минова М.Е.
Социальная одарённость лидера детских
и молодежных общественных объедине педагогические
условия развития
Минова М.Е.Педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений
Минова М.Е. Социально-педагогические условия
развития одарённости лидеров детских и молодежных общественных объединений
Бараева Е.И., Ярош Е.А. Социальный статус и эмоциональное благополучие одаренной личности в учреждении образования
Шакура С.Д. Тьюторское сопровождение интеллектуально
одарённых и высокомотивированных учащихся
Слайд 23Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 7 )
РАЗДЕЛ IV.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГА
Волкова О.В. Одарённому ученику – одарённого педагога
Шакура С.Д. Организационно-методическое обеспечение работы с одарёнными учащимися
Лопатик Т.А. Технология тьюторского сопровождения учащегося в образовательном процессе
Позняков В.В. Индивидуальное сопровождение педагога, работающего с одарёнными учащимися
Пашкевич Ю.У. Влияние информационных технологий
на развитие одарённой молодежи
Слайд 24Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 7 )
Пашкович Т.Ф.
Креативная образовательная среда – пространство творческого развития учащихся
Кохновская Е.В.Подготовка воспитателя учреждения дошкольного образования к взаимодействию с семьями воспитанников
Сухан Н.А. Обучающий тренинг «Одаренный ребенок – какой он?»
Волкова О.В. Конкурентоспособный педагог: ответ на вызов времени
Кожуховская Л.С., Позняков В.В. Методическое сопровождение работы с одарёнными учащимися с культурологической точки зрения (постскриптум к сборнику «Воспитание в сотворчестве». 6-й выпуск)
Слайд 25Воспитание в сотворчестве -6
(работа с одарёнными продолжение 8 )
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 апреля 2010 г. № 199 «О некоторых вопросах формирования,
ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи»
Приложение 2. «Положение о порядке формирования, ведения
и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи»
Приложение 3. Учебная программа повышения квалификации
«Интеллектуально-творческое развитие учащихся в
процессе учебной деятельности» (автор-сост. С.Д. Шакура)
Приложение 4. Воспитательная программа поиска, поддержки
и развития способных и одарённых учащихся «Наша надежда»
(автор-сост. Сухан Н.А.)
Слайд 26Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 9 )
Приложение 5.
Перечень методик, рекомендуемых к применению
при организации диагностики одарённости учащегося
(сост. Е.В. Самаль)
Приложение 11. Резолюция по итогам работы круглого стола «Совершенствование системы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися»
(ГУО «Академия последипломного образования», 21 января 2014 г.)
Приложение 6. Наиболее важные способности и умения,
подлежащие развитию у одарённых детей (сост. Е.В. Самаль)
Приложение 7. Подготовка школьников к республиканским и международным олимпиадам (сост. Е.В. Самаль)
Слайд 27Воспитание в сотворчестве - 6
(работа с одарёнными продолжение 10 )
Приложение 8.Собственный
потенциал как фактор развития (сост. Е.В. Самаль)
Приложение 9. Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления (сост. Е.В.Самаль)
Приложение 10. Резолюция Республиканского семинара-совещания
«Организация работы с одарённой молодежью»
(ГУО «Республиканский институт высшей школы»,
28 ноября 2013 г.)