Презентация, доклад на тему Составления плана, алгоритма исследования

Содержание

ВЫБОР ТЕМЫТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - НАУЧНО ЗНАЧИМАЯ КРУПНАЯ ПРОБЛЕМА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ИЗУЧЕНИЮ.ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ:Учитывать собственные возможности;Не брать слишком широкие или узкие темы;Не выбирать хорошо изученные темы, если вы не уверены, что сможете внести что-то принципиально новое;Иметь определенные познания

Слайд 1к.б.н., доцент
Коротченко Ирина Сергеевна
Составления плана, алгоритма исследования в экологии и биологии

к.б.н., доцентКоротченко Ирина СергеевнаСоставления плана,  алгоритма исследования в экологии и биологии

Слайд 3ВЫБОР ТЕМЫ
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - НАУЧНО ЗНАЧИМАЯ КРУПНАЯ ПРОБЛЕМА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ИЗУЧЕНИЮ.
ПРИ ВЫБОРЕ

ТЕМЫ:
Учитывать собственные возможности;
Не брать слишком широкие или узкие темы;
Не выбирать хорошо изученные темы, если вы не уверены, что сможете внести что-то принципиально новое;
Иметь определенные познания в выбранной области исследования.
Учитывать обеспеченность источниками и литературой.
Тема должна быть актуальной и разрешимой.
Тема должна быть проблемной, т.е. ориентированной на получение нового знания.

ВЫБОР ТЕМЫТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - НАУЧНО ЗНАЧИМАЯ КРУПНАЯ ПРОБЛЕМА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ИЗУЧЕНИЮ.ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ:Учитывать собственные возможности;Не брать слишком широкие

Слайд 4ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ ТЕМЫ
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Конкретность.
Проблемность.
Определенность понятий.
Краткость.
Название темы отражает предмет или объект

исследования.

ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ ТЕМЫНАЗВАНИЕ ТЕМЫКонкретность.Проблемность.Определенность понятий.Краткость.Название темы отражает предмет или объект исследования.

Слайд 5СТРУКТУРА РАБОТЫ
ОБЩЕПРИНЯТАЯ СТРУКТУРА

Введение

Основная часть (в тексте не пишется):
Глава 1 (Название)
Раздел1.1

(Название)
Раздел1.2 (Название)
Раздел 1.3 (Название)

Глава 2… (Название)
Глава 3. .. (Название)

Заключение

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ:
Введение – актуальность темы, предмет и объект исследования, обзор литературы и источников, цели и задачи работы, методы исследования, хронологические и территориальные рамки.
Основная часть – изложение сути исследования.
Заключение – выводы исследования.

СТРУКТУРА РАБОТЫОБЩЕПРИНЯТАЯ СТРУКТУРАВведениеОсновная часть (в тексте не пишется): Глава 1 (Название)Раздел1.1 (Название)Раздел1.2 (Название)Раздел 1.3 (Название)Глава 2… (Название)Глава

Слайд 6АКТУАЛЬНОСТЬ
АКТУАЛЬНОСТЬ — (от позднелат. actualis - настоящий, современный): важность, значительность чего-либо

для настоящего момента, злободневность.
Актуальность темы – это её востребованность в общественной теории и практике.
Актуальность темы – основное требование к научному исследованию.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в настоящее время.

Основные аспекты актуальности темы:
Теоретический.
Познавательный.
Воспитательный.
Практический.

АКТУАЛЬНОСТЬАКТУАЛЬНОСТЬ — (от позднелат. actualis - настоящий, современный): важность, значительность чего-либо для настоящего момента, злободневность.Актуальность темы –

Слайд 7ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Пример:

Тема: Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду

Объект исследования:

автотранспорт

Предмет исследования: влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха

Объект исследования это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯПример:Тема: Оценка воздействия автотранспорта на окружающую средуОбъект исследования: автотранспортПредмет исследования: влияние автотранспорта на степень

Слайд 8ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель должна быть:
Конкретной;
Достижимой;
Проверяемой;
Конечной.
Допустимыя начальные формулировки:
Выявить, определить, установить, обосновать,

выяснить.
Недопустимые начальные формулировки:
Изучить, исследовать, проанализировать, узнать, рассказать о чем-либо.

Цель исследования это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Задача исследования это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель должна быть:Конкретной;Достижимой;Проверяемой;Конечной.Допустимыя начальные формулировки:Выявить, определить, установить, обосновать, выяснить.Недопустимые начальные формулировки:Изучить, исследовать, проанализировать, узнать,

Слайд 9Новизна результатов
НОВИЗНА - новое знание, полученное в результате исследования.
Критерии новизны:
Новизна постановки

вопроса.
Новизна методологии.
Содержательная новизна (или новизна результата).
Формальная новизна (или новизна формы выражения).
Новизна интерпретации.
Новизна практического использования.
Новизна результатовНОВИЗНА - новое знание, полученное в результате исследования.Критерии новизны:Новизна постановки вопроса.Новизна методологии.Содержательная новизна (или новизна результата).Формальная

Слайд 10ГИПОТЕЗА
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда

фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Гипотеза носит вероятностный характер;
Требует проверки и доказательства;
Не обязательно подтверждается в ходе исследования;
Научная гипотеза должна предположить пути решения проблемы исследования.
Формулировка гипотезы должна быть конкретной и не содержать общеизвестных истин.

ГИПОТЕЗАГипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и

Слайд 11ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Литература – монографии, научные статьи, учебные пособия, рецензии, диссертации,

аналитические статьи в периодической печати.


ЛИТЕРАТУРА – аналитические работы по определенной тематике.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИЛитература – монографии, научные статьи, учебные пособия, рецензии, диссертации, аналитические статьи в периодической печати.ЛИТЕРАТУРА –

Слайд 12МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ:
По степени общности:
Общенаучные.
Частные .
Специальные.

По уровням познания:
Эмпирические.
Теоретические.
Общелогические.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯКЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ:По степени общности:Общенаучные.Частные .Специальные.По уровням познания:Эмпирические.Теоретические.Общелогические.

Слайд 13Общелогические методы
Анализ.
Синтез.
Индукция.
Дедукция.
Аналогия.

Общелогические методыАнализ.Синтез.Индукция.Дедукция.Аналогия.

Слайд 14Эмпирические методы
Наблюдение.
Описание.
Подсчет.
Измерение.
Сравнение.
Эксперимент.
Моделирование.

Эмпирические методыНаблюдение.Описание.Подсчет.Измерение.Сравнение.Эксперимент.Моделирование.

Слайд 15ВЫВОДЫ
Вывод – заключительная часть работы, в которой показаны конкретные результаты исследования.
Вывод

представляет собой обобщенный итог исследования.

НЕОБХОДИМО!
Ясно выделять собственные результаты.
Указать, чем полученные результаты отличаются от результатов предшественников.
Избегать общих фраз и абстрактных выражений.
Сопоставлять вывод с целью и задачами своего исследования.
Подтверждение гипотезы должно быть реальным, а не мнимым.
Представление выводов желательно в виде перечисления.


ВЫВОДЫВывод – заключительная часть работы, в которой показаны конкретные результаты исследования.Вывод представляет собой обобщенный итог исследования.НЕОБХОДИМО!Ясно выделять

Слайд 16Оформление списка использованной литературы
(В РФ для каждого вида публикаций установлены государственные

стандарты (ГОСТ) библиографических описаний. За рубежом издатели определяют правила библиографических описаний для каждого вида издания.)

Список литературы, которая использовалась в процессе исследования, может быть составлен двумя способами: по алфавиту или по порядку использования. Если указываются научные монографии, то форма записи имеет следующий вид:
1. Иванов В.В. Балтийское море. – Рига: Просвещение,1987. – С. 34–37. Указаны страницы издания, использованные в работе, но можно указать и общее количество страниц в книге. В этом случае вместо С. 34–37, записывается общее количество страниц в книге, например, 205 с. Если указываются статьи из научных журналов или газет, то форма записи имеет следующий вид:
2. Петров А.Н. Заповедник Морицсала//Природа и мы. – 1989. – №7. – С. 32–41.

Оформление списка использованной литературы(В РФ для каждого вида публикаций установлены государственные стандарты (ГОСТ) библиографических описаний. За рубежом

Слайд 17Направление: Биология. Экология.

Тема: Зимующие птицы посёлка Добромысловский

План. 1. Постановка цели и задач исследования. 2. Изучение и систематизация информационного материала о зимующих птицах Сибири.
3. Подбор методики для проведения исследования видового состава зимующих птиц. 4. Исследование видового состава зимующих птиц нашего посёлка. 5. Наблюдение за поведением и повадками птиц.
6.Выявление птиц, занесённых в Красную книгу Красноярского края. 7. Изготовление кормушек. 8. Проведение акции «Покормите птиц зимой!»

Цель: обследовать видовой состав зимующих птиц на территории посёлка Добромысловский. Задачи: −   изучить и систематизировать информационный материал о зимующих птицах Сибири;
−  исследовать видовой состав зимующих птиц нашего посёлка;
−   понаблюдать за поведением и повадками птиц;
−  выявить птиц, занесённых в Красную книгу Красноярского края
−   изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой.


Направление: Биология. Экология.

Слайд 18Пример планирования исследования
Ученые установили, что только 10% ДНК клеток человека регулярно

работает на синтез белка. Какие исследования необходимо было провести ученым для такого вывода? Составьте его план.

Цель исследования – определение объема и состава регулярно работающих генов по отношению к общему объему генов. Практический смысл исследования заключается во многих аспектах, например в том, чтобы понять, какие гены интенсивно работают и, возможно, быстрее изнашиваются и как это влияет на продолжительность жизни человека. Еще один вариант – попытаться найти механизм регулирования работы генов, особенно выключения тех генов, работа которых нежелательна в данный возрастной период.
2. Задачи исследования:
1) анализ научной литературы: найти в научной литературе информацию о работе генов;
2) экспериментальные исследования для определения экспрессии генов (для определения белков будут использованы химические методы);
3) сравнение результатов экспериментальных исследований с данными, имеющимися в научной литературе.

3. Проблема исследования – необходимо получение точной информации об интенсивности работы и составе регулярно работающих генов человека в течение его жизни.

Пример планирования исследования Ученые установили, что только 10% ДНК клеток человека регулярно работает на синтез белка. Какие

Слайд 19Гипотез может быть много, однако ограничимся одной: у человека регулярно работают

не все гены, а только их часть, обеспечивающая синтез белков, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности. Желательно, чтобы учащиеся выдвигали много гипотез, но планировать дальнейшие шаги исследования рекомендуется на основе одной гипотезы, которой ученики отдадут предпочтение. Планирование исследований по остальным гипотезам можно рекомендовать как домашнее задание или задание для углубленного изучения курса (дифференциация).
5. Из научной литературы необходимо получить следующую информацию: какие гены и как интенсивно работают, какие гены включаются только в определенный период, какие работают постоянно. Сравнить информацию из разных научных источников, сформулировать противоречия в виде проблемных вопросов.
6. Эксперименты предполагают определение синтезируемых белков в изолированных тканях тела человека, при этом желательно выбирать разные ткани для последующего сравнения. Необходимо определить, какие белки будут синтезироваться. Кроме того, образцы тканей необходимо взять у людей разного возраста для оценки возрастных изменений в экспрессии генов.
7. В выводах должны быть приведены обобщения по результатам каждого этапа работы (задачи), сравнение результатов экспериментов и теоретической модели, оценка соответствия полученных результатов гипотезе и формулировка перспектив дальнейших исследований.

Гипотез может быть много, однако ограничимся одной: у человека регулярно работают не все гены, а только их

Слайд 20

Реферат 
на основе сравнения мнений разных ученых по выбранной теме автор реферата

формулирует проблемы (противоречия) и выдвигает гипотезы для их решений.
Объем реферата – не более 5 страниц.
Реферат на основе сравнения мнений разных ученых по выбранной теме автор реферата формулирует проблемы (противоречия) и выдвигает гипотезы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть