Слайд 1
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных стандартов
второго поколения
Слайд 2Развитие личности – смысл и цель современного образования
(Из Концепции ФГОС
2-го поколения)
Слайд 3 Приоритетом начального общего образования
в условиях реализации ФГОС 2010 г
становится собственная деятельность ученика
и овладение школьниками
универсальными способами деятельности
(универсальными учебными действиями)
Слайд 4Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности
Начальная школа: преобразование
внешней предметной деятельности
во внутреннюю
Слайд 5Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Деятельностный подход:
следствие для системы оценки
(в отличие от прежней установки на проверку освоения
«обязательного минимума содержания образования»)
Слайд 6Деятельностный подход
обеспечивает системное включение ребёнка в процесс
самостоятельного построения им нового знания.
Слайд 7Системно-деятельностный подход в развивающем обучении
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
Процесс обучения
– всегда творческий
Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя
Слайд 8
Системно-деятельностный подход
реализует переход
От определения цели обучения как усвоения ЗУН к
определению цели обучения как формирования умения «учиться»
От стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации
От ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности младшим школьником
От индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого ребёнка
Слайд 9Некоторые примеры учебной
деятельности: Математика
Игры и эксперименты (с числами и числовыми
закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Слайд 10Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и
буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Слайд 11Системно-деятельностный подход
деятельность педагога
Реализовывать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных
организационно-учебных формах
Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную
Обеспечить условия формирования учебной деятельности
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка
Создать пространство для социальных практик школьников и их приобщения к общественно значимым делам
Слайд 12Учитель «второго поколения»
Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в
себе «чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применяет такие педагогические способы и приемы, которые соответствуют конкретным обстоятельствам»
Л.В. Занков(« Беседы с учителями».)
Слайд 13Принципы деятельностного подхода
А.А. Леонтьева
Личностно ориентированные принципы
адаптивности; развития; психологической комфортности
Культурно ориентированные принципы
образа
мира; целостности содержания образования; систематичности; смыслового отношения к миру; ориентировочной функции знания; овладения культурой
Деятельностно ориентированные принципы
Обучения деятельности; управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; управляемого перехода от совместной учебно-познавательной к самостоятельной деятельности; принцип опоры на предшествующее развитие; креативный принцип
Слайд 14Принципы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
«Новые понятия не даются ученику в готовом
виде, они открывают их в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог»
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип минимакса
Принцип целостного представления о мире
Слайд 15ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
СИСТЕМЫ Л.В.ЗАНКОВА
ОБУЧЕНИЕ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ ТРУДНОСТИ
С СОБЛЮДЕНИЕМ МЕРЫ ТРУДНОСТИ;
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;
БЫСТРЫЙ ТЕМП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА;
ОСОЗНАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ;
ОБУЧЕНИЕ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ И СЛАБЫХ,
СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Слайд 16ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СИСТЕМЫ Л.В.ЗАНКОВА
ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ;
МНОГОГРАННОСТЬ;
ВАРИАТИВНОСТЬ;
КОЛЛИЗИИ
Слайд 17Принципы УМК «Перспектива»
Гуманистический принцип;
Принцип историзма;
Коммуникативный принцип;
Принцип творческой активности
Слайд 20
Постоянно меняющиеся условия
Типы проблемных заданий:
1. недостаток, избыток информации
2.
выбор мнения, подхода, вариантов решения
3. столкновение с незнанием, с новыми условиями использования известного
Сколько всего птиц на рисунках? ___
Сколько всего на них летающих объектов? ___Сколько всего птиц на рисунках? ___
Раскрась «лишний рисунок.
Сколько всего птиц на рисунках? ___
Сколько всего на них летающих объектов? ___
Слайд 21
Новые условия использования известного
Прочитай глаголы из рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка».
Запиши, какие глаголы указывают на действия героев рассказа: мамы, Вани и других детей.
Купила, хотела, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, сочла, сказала, засмеялись, заплакал.
Мама -
Ваня -
Другие дети -
Слайд 22
Прочитай, как Малыш из повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» утешал
плачущую незнакомую девочку.
Не плачь, маленькая! –
сказал Малыш. - Ты ведь такая милая.
Какие слова, какой тон ты найдёшь
для такой ситуации?
Перепиши только реплику Малыша:
В каком предложении высказывается просьба? С каким чувством его надо прочитать?
Отметь буквы, звуки которых помогли сделать высказывание нежным, ласковым.
Русский язык, 1 класс
ТЕМА: «Зачем нужны большие (заглавные) буквы».
Слайд 23 Столкновение с усвоенным способом решения
Обучение грамоте. «Азбука».
Слайд 24 Введение понятия
«орфограмма»:
а) работа с указанными орфограммами (пропущенными, выделенными),
б) самостоятельное нахождение орфограмм,
в) самостоятельное нахождение способов их проверки.
Учебник «Русский язык», 1 класс.
Пропуск букв, звуки которых находятся как в слабой, так и в сильной позиции, – различение орфограмма/неорфограмма.
Прочитай слова.
Моск_а, фла_, фла_и, гим_, гер_, гер_ы, зн_мя, стр_`ны, стр_на, р_дина, р_дные.
Запиши слова в две группы: 1) слова, в которых выбор буквы не вызывает сомнения, 2) слова, при написании которых надо выбирать нужную букву.
Отгадай загадку.
Ползёт, шипит живой канат,
Несёт в себе опасный яд.
Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Запиши отгадку.
Выпиши из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаково звучат разные буквы в конце этих слов?
Слайд 25Непроизносимые согласные
2 класс
Запиши каждое слово с новой строки. Рядом с
каждым словом запиши форму множественного числа и родственные слова. Во всех словах отметь орфограммы в корне.
Подчеркни слова, которые являются проверочными:
Гора –
Дуб –
Сердце –
Сделай вывод о способе проверки безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слов.
Какие знания тебе необходимы для этого?
Слайд 26Словосочетание
Запиши, как поэт Генрих Сапгир в стихах изложил происхождение бу[т]ерброда. Какие
слова придают стихотворению юмористический характер?
Ч_дак – математик
В Германии ж_л.
Он хле_ с колбасою
Случайно слож_л,
Затем результат
П_лож_л себе в ро_.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутербро_.
Сколько орфограмм пропущено – восемь, три или …?
Слайд 27 Нахождение нескольких вариантов решений
Напишите, что они делают
Русский язык. 5 класс
Мы
ед_м и ед_м.
Слайд 28
Умение находить несколько вариантов решения
Какой рисунок «лишний»?
Слайд 29
ПНРКС
Типы проблемных заданий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной
проблемы;
Слайд 30
ПНРКСВМ
Типы проблемных заданий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной
проблемы;
Слайд 31
ПНРКСВМОА
Типы проблемных заданий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной
проблемы;
Слайд 32Умение задавать вопросы
Русский язык. 2 класс.
Представь, что ты учитель. Какие
задания ты дашь своим ученикам к специально придуманным предложениям?
Мой зн_комый позн_комил меня с незн_комкой. Вот и перезн_комились!
Слайд 33 Учим друг друга:
Создание задания для одноклассников.
Русский язык. 4
класс
Найди и запиши для одноклассников пословицы, народные приметы, связанные с временами года, месяцами.
Сформулируй задание на определение склонения и падежа имён существительных.
Обсудите, где можно найти такой материал, объем работы, как организовать её проверку.
Слайд 341 класс. Выделение известного и неизвестного (того, что я уже знаю,
Слайд 35
9+8=5
12+7=19
9-6=3
8-4=4
8+6=2
прочитай равенства;
выпиши каждую группу в отдельный столбик;
постарайся
найти несколько решений.
11-7=4
8+8=4
10+5=3
12-5=7
11+5=16
Слайд 36СУММЫ И РАЗНОСТИ
9+8=5
8+8=4
11+5=16
12+7=19
8+6=2
10+5=3
9-6=3
11-7=4
12-5=7
8-4=4
Слайд 37ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ ЛИ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
9+8=5
11-7=4
8+8=4
8+6=2
12-5=7
9-6=3
12+7=19
11+5=16
8-4=4
10+5=3
Слайд 38ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА КОМПОНЕНТАМИ РАВЕНСТВ
9+8=5
9-6=3
8+8=4
8-4=4
8+6=2
12+7=19
11-7=4
10=5=3
12-5=7
11+5=16
Слайд 39ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАВЕНСТВО ВЕРНЫМ
12+7=19
11+5=16
9-6=3
11-7=4
8-4=4
12-5=7
9+8=5
8+8=4
8+6=2
10+5=3
Слайд 408+5=1
Как вы считаете, является ли данное равенство верным и почему
Слайд 42
Что надо учитывать взрослым,
чтобы дети были счастливыми?
«Не сравнивай – живущий
не сравним»
О. Мандельштам
«И нет человека, достойного присвоить себе право переделывать другого по своему образу и подобию»
Элиот
«Жить – значит не только меняться, но и оставаться самим собой»
П. Леру
«Ребенок – это тот же человек, только маленький»
Л.В. Занков
Слово великим мыслителям
Слайд 43Ребенок – центральная фигура
образования