Презентация, доклад на тему Системно-деятельностный подход - основа ФГОС второго поколения

Содержание

Развитие личности – смысл и цель современного образования (Из Концепции ФГОС 2-го поколения)

Слайд 1


Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных стандартов
второго поколения

Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных стандартов второго поколения

Слайд 2Развитие личности – смысл и цель современного образования
(Из Концепции ФГОС

2-го поколения)
Развитие личности – смысл и цель современного образования (Из Концепции ФГОС 2-го поколения)

Слайд 3 Приоритетом начального общего образования
в условиях реализации ФГОС 2010 г

становится собственная деятельность ученика
и овладение школьниками
универсальными способами деятельности
(универсальными учебными действиями)
Приоритетом начального общего образованияв условиях реализации ФГОС 2010 г становится собственная деятельность ученикаи овладение школьникамиуниверсальными

Слайд 4Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как

учить?

обновление
средств
обучения

Ради чего
учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход

становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности

Начальная школа: преобразование
внешней предметной деятельности
во внутреннюю


Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходстановление ученического

Слайд 5Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач



Деятельностный подход:
следствие для системы оценки

(в отличие от прежней установки на проверку освоения
«обязательного минимума содержания образования»)

Овладение системой учебных действийс изучаемым учебным материаломСпособность к решениюучебно-познавательных иучебно-практических задач Деятельностный подход:следствие для системы оценки(в отличие

Слайд 6Деятельностный подход

обеспечивает системное включение ребёнка в процесс

самостоятельного построения им нового знания.
Деятельностный подход   обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

Слайд 7Системно-деятельностный подход в развивающем обучении
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
Процесс обучения

– всегда творческий
Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя
Системно-деятельностный подход в развивающем обученииПроцесс обучения есть всегда обучение деятельностиПроцесс обучения – всегда творческийОбучение деятельности на первом

Слайд 8 Системно-деятельностный подход реализует переход
От определения цели обучения как усвоения ЗУН к

определению цели обучения как формирования умения «учиться»
От стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации
От ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности младшим школьником
От индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого ребёнка
Системно-деятельностный подход реализует переход  От определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения

Слайд 9Некоторые примеры учебной
деятельности: Математика
Игры и эксперименты (с числами и числовыми

закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с

Слайд 10Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и

буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )

Слайд 11Системно-деятельностный подход деятельность педагога
Реализовывать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных

организационно-учебных формах
Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную
Обеспечить условия формирования учебной деятельности
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка
Создать пространство для социальных практик школьников и их приобщения к общественно значимым делам
Системно-деятельностный подход  деятельность педагогаРеализовывать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формахОбеспечить комфортные условия смены

Слайд 12Учитель «второго поколения»



Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в

себе «чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применяет такие педагогические способы и приемы, которые соответствуют конкретным обстоятельствам»
Л.В. Занков(« Беседы с учителями».)

Учитель «второго поколения» Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в себе «чуткость к изменениям «погоды» на

Слайд 13Принципы деятельностного подхода А.А. Леонтьева
Личностно ориентированные принципы
адаптивности; развития; психологической комфортности
Культурно ориентированные принципы
образа

мира; целостности содержания образования; систематичности; смыслового отношения к миру; ориентировочной функции знания; овладения культурой
Деятельностно ориентированные принципы
Обучения деятельности; управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; управляемого перехода от совместной учебно-познавательной к самостоятельной деятельности; принцип опоры на предшествующее развитие; креативный принцип
Принципы деятельностного подхода А.А. ЛеонтьеваЛичностно ориентированные принципыадаптивности; развития; психологической комфортностиКультурно ориентированные принципыобраза мира; целостности содержания образования; систематичности;

Слайд 14Принципы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
«Новые понятия не даются ученику в готовом

виде, они открывают их в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог»

Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип минимакса
Принцип целостного представления о мире

Принципы деятельностного метода Л.Г. Петерсон«Новые понятия не даются ученику в готовом виде, они открывают их в процессе

Слайд 15ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ Л.В.ЗАНКОВА
ОБУЧЕНИЕ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ ТРУДНОСТИ
С СОБЛЮДЕНИЕМ МЕРЫ ТРУДНОСТИ;
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;
БЫСТРЫЙ ТЕМП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА;
ОСОЗНАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ;
ОБУЧЕНИЕ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ И СЛАБЫХ,
СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ






ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ Л.В.ЗАНКОВАОБУЧЕНИЕ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ ТРУДНОСТИС СОБЛЮДЕНИЕМ МЕРЫ ТРУДНОСТИ;ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;БЫСТРЫЙ ТЕМП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА;ОСОЗНАНИЕ

Слайд 16ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СИСТЕМЫ Л.В.ЗАНКОВА
ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ;

МНОГОГРАННОСТЬ;

ВАРИАТИВНОСТЬ;

КОЛЛИЗИИ

ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СИСТЕМЫ Л.В.ЗАНКОВА ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ;МНОГОГРАННОСТЬ;ВАРИАТИВНОСТЬ;КОЛЛИЗИИ

Слайд 17Принципы УМК «Перспектива»
Гуманистический принцип;
Принцип историзма;
Коммуникативный принцип;
Принцип творческой активности

Принципы УМК «Перспектива»Гуманистический принцип;Принцип историзма;Коммуникативный принцип;Принцип творческой активности

Слайд 20 Постоянно меняющиеся условия Типы проблемных заданий: 1. недостаток, избыток информации 2.

выбор мнения, подхода, вариантов решения 3. столкновение с незнанием, с новыми условиями использования известного



Сколько всего птиц на рисунках? ___
Сколько всего на них летающих объектов? ___Сколько всего птиц на рисунках? ___





Раскрась «лишний рисунок.
Сколько всего птиц на рисунках? ___
Сколько всего на них летающих объектов? ___

Постоянно меняющиеся условия Типы проблемных заданий: 1. недостаток, избыток информации  2. выбор

Слайд 21




Новые условия использования известного
Прочитай глаголы из рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка».

Запиши, какие глаголы указывают на действия героев рассказа: мамы, Вани и других детей.


Купила, хотела, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, сочла, сказала, засмеялись, заплакал.

Мама -
Ваня -
Другие дети -

Новые условия использования известногоПрочитай глаголы из рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка». Запиши, какие глаголы указывают на действия

Слайд 22
Прочитай, как Малыш из повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» утешал

плачущую незнакомую девочку.
Не плачь, маленькая! –
сказал Малыш. - Ты ведь такая милая.
Какие слова, какой тон ты найдёшь
для такой ситуации?
Перепиши только реплику Малыша:


В каком предложении высказывается просьба? С каким чувством его надо прочитать?
Отметь буквы, звуки которых помогли сделать высказывание нежным, ласковым.
 

Русский язык, 1 класс
ТЕМА: «Зачем нужны большие (заглавные) буквы».

Прочитай, как Малыш из повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» утешал плачущую незнакомую девочку.Не плачь, маленькая! –

Слайд 23 Столкновение с усвоенным способом решения
Обучение грамоте. «Азбука».

Столкновение с усвоенным способом решения Обучение грамоте. «Азбука».

Слайд 24 Введение понятия

«орфограмма»:
а) работа с указанными орфограммами (пропущенными, выделенными),
б) самостоятельное нахождение орфограмм,
в) самостоятельное нахождение способов их проверки.

Учебник «Русский язык», 1 класс.
Пропуск букв, звуки которых находятся как в слабой, так и в сильной позиции, – различение орфограмма/неорфограмма.
Прочитай слова.
Моск_а, фла_, фла_и, гим_, гер_, гер_ы, зн_мя, стр_`ны, стр_на, р_дина, р_дные.
Запиши слова в две группы: 1) слова, в которых выбор буквы не вызывает сомнения, 2) слова, при написании которых надо выбирать нужную букву.

Отгадай загадку.
Ползёт, шипит живой канат, Несёт в себе опасный яд.

Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Запиши отгадку. Выпиши из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаково звучат разные буквы в конце этих слов?
Введение понятия «орфограмма»:а) работа с указанными орфограммами (пропущенными,

Слайд 25Непроизносимые согласные
2 класс
Запиши каждое слово с новой строки. Рядом с

каждым словом запиши форму множественного числа и родственные слова. Во всех словах отметь орфограммы в корне.

Подчеркни слова, которые являются проверочными:
Гора –
Дуб –
Сердце –

Сделай вывод о способе проверки безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слов.

Какие знания тебе необходимы для этого?
Непроизносимые согласные2 класс Запиши каждое слово с новой строки. Рядом с каждым словом запиши форму множественного числа

Слайд 26Словосочетание
 Запиши, как поэт Генрих Сапгир в стихах изложил происхождение бу[т]ерброда. Какие

слова придают стихотворению юмористический характер?
Ч_дак – математик
В Германии ж_л.
Он хле_ с колбасою
Случайно слож_л,
Затем результат
П_лож_л себе в ро_.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутербро_.
Сколько орфограмм пропущено – восемь, три или …?

Словосочетание Запиши, как поэт Генрих Сапгир в стихах изложил происхождение бу[т]ерброда. Какие слова придают стихотворению юмористический характер? 	Ч_дак

Слайд 27 Нахождение нескольких вариантов решений

Напишите, что они делают







Русский язык. 5 класс







Мы

ед_м и ед_м.
Нахождение нескольких 	вариантов решений	Напишите, что они делают Русский язык. 5 класс	Мы ед_м и ед_м.

Слайд 28



Умение находить несколько вариантов решения
Какой рисунок «лишний»?

Умение находить несколько вариантов решения Какой рисунок «лишний»?

Слайд 29
ПНРКС
Типы проблемных заданий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной

проблемы;

ПНРКСТипы проблемных заданий:ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной проблемы;

Слайд 30
ПНРКСВМ
Типы проблемных заданий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной

проблемы;

ПНРКСВМТипы проблемных заданий:ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной проблемы;

Слайд 31
ПНРКСВМОА
Типы проблемных заданий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной

проблемы;

ПНРКСВМОАТипы проблемных заданий:ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной проблемы;

Слайд 32Умение задавать вопросы
Русский язык. 2 класс.

Представь, что ты учитель. Какие

задания ты дашь своим ученикам к специально придуманным предложениям?

Мой зн_комый позн_комил меня с незн_комкой. Вот и перезн_комились!
 

Умение задавать вопросыРусский язык. 2 класс. Представь, что ты учитель. Какие задания ты дашь своим ученикам к

Слайд 33 Учим друг друга: Создание задания для одноклассников. Русский язык. 4

класс

Найди и запиши для одноклассников пословицы, народные приметы, связанные с временами года, месяцами.
Сформулируй задание на определение склонения и падежа имён существительных.
Обсудите, где можно найти такой материал, объем работы, как организовать её проверку.

Учим друг друга:  Создание задания для одноклассников.  Русский язык. 4 классНайди и запиши для

Слайд 341 класс. Выделение известного и неизвестного (того, что я уже знаю,

и что сейчас новое ).

8

1 класс. Выделение известного и неизвестного (того, что я уже знаю, и что сейчас новое ).8

Слайд 35
9+8=5
12+7=19
9-6=3
8-4=4
8+6=2
прочитай равенства;
выпиши каждую группу в отдельный столбик;
постарайся

найти несколько решений.

11-7=4
8+8=4
10+5=3
12-5=7
11+5=16

9+8=512+7=19 9-6=3 8-4=4 8+6=2прочитай равенства;выпиши каждую группу в отдельный столбик;постарайся найти несколько решений.11-7=48+8=410+5=312-5=711+5=16

Слайд 36СУММЫ И РАЗНОСТИ
9+8=5
8+8=4
11+5=16
12+7=19
8+6=2
10+5=3
9-6=3
11-7=4
12-5=7
8-4=4

СУММЫ И РАЗНОСТИ9+8=5     8+8=411+5=1612+7=198+6=210+5=39-6=311-7=412-5=78-4=4

Слайд 37ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ ЛИ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
9+8=5
11-7=4
8+8=4
8+6=2
12-5=7
9-6=3
12+7=19
11+5=16
8-4=4
10+5=3

ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ ЛИ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК9+8=511-7=48+8=48+6=212-5=79-6=312+7=1911+5=168-4=410+5=3

Слайд 38ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА КОМПОНЕНТАМИ РАВЕНСТВ
9+8=5
9-6=3
8+8=4
8-4=4
8+6=2
12+7=19
11-7=4
10=5=3
12-5=7
11+5=16

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА КОМПОНЕНТАМИ РАВЕНСТВ9+8=59-6=38+8=48-4=48+6=212+7=1911-7=410=5=312-5=711+5=16

Слайд 39ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАВЕНСТВО ВЕРНЫМ
12+7=19
11+5=16
9-6=3
11-7=4
8-4=4
12-5=7
9+8=5
8+8=4
8+6=2
10+5=3

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАВЕНСТВО ВЕРНЫМ12+7=1911+5=169-6=311-7=48-4=412-5=79+8=58+8=48+6=210+5=3

Слайд 408+5=1
Как вы считаете, является ли данное равенство верным и почему

8+5=1Как вы считаете, является ли данное равенство верным и почему

Слайд 42 Что надо учитывать взрослым, чтобы дети были счастливыми?
«Не сравнивай – живущий

не сравним»
О. Мандельштам
«И нет человека, достойного присвоить себе право переделывать другого по своему образу и подобию»
Элиот
«Жить – значит не только меняться, но и оставаться самим собой»
П. Леру
«Ребенок – это тот же человек, только маленький»
Л.В. Занков

Слово великим мыслителям

Что надо учитывать взрослым,  чтобы дети были счастливыми? «Не сравнивай – живущий не сравним»

Слайд 43Ребенок – центральная фигура образования

Ребенок – центральная фигура  образования

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть