Слайд 15.02.2015г Урок № 13-14.
Тема урока:
«Система охлаждения
двигателя ЗИЛ-130»
Подготовил преподаватель Мельченко Е.И.
Слайд 2Цели урока:
Учебная: Изучить назначение устройства и принцип действия системы охлаждения
двигателя ЗИЛ-130.
Слайд 3Назначение.
Система охлаждения предназначена для поддержания теплового режима двигателя регулируемым отводом теплоты
от наиболее горячих деталей, которые нагреваются в результате трения или контакта с горячими газами.
В автомобильных двигателях в основном применяют жидкостную и реже воздушную системы охлаждения.
Слайд 5Диаграмма теплового баланса двигателя внутреннего сгорания
Слайд 6Система охлаждения двигателя поддерживает определенный, наиболее выгодный тепловой режим его работы.
При переохлаждении увеличиваются потери на трение, уменьшается мощность двигателя, на холодных деталях конденсируются пары бензина и в виде капель стекают по зеркалу цилиндра, смывая смазку. Возрастает износ деталей и чаще возникает потребность в замене масла.
Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и выгорание масла, в результате чего могут заклиниться поршни в цилиндрах и выплавиться вкладыши подшипников.
Слайд 7Автомобильные двигатели могут иметь жидкостное или воздушное охлаждение. На двигателях отечественных
автомобилей (исключая ЗАЗ-966) применяют закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой водяным насосом. Закрытой системой называют потому, что она непосредственно не сообщается с атмосферой.
Слайд 8
В результате давление в системе увеличивается, температура кипения охлаждающей жидкости повышается
до 108 — 119 °С и снижается ее расход на испарение. Температура охлаждающей жидкости нормально работающего двигателя должна быть 85 — 95 °С.
Слайд 9Схема системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130.
Слайд 10
Жидкость в рубашке охлаждения двигателя нагревается за счет отбора теплоты от
цилиндров, поступает через термостат в радиатор, охлаждается в нем и под действием центробежного насоса возвращается в рубашку двигателя. Охлаждению жидкости способствует интенсивный обдув радиатора и двигателя потоком воздуха от вентилятора.
Слайд 11Емкость системы охлаждения двигателя равна: у автомобиля ЗИЛ-130 — 29 л, ГАЗ-53А
— 23 л, ГАЗ-51А — 15 л
Слайд 12 Жалюзи— это шарнирно укрепленные стальные пластины, установленные перед радиатором. Положение жалюзи
регулирует водитель из кабины автомобиля рукояткой, изменяя поток воздуха, идущий сквозь сердцевину радиатора.
Слайд 13Радиатор
а — устройство; б — трубчатая сердцевина; в — пластинчатая сердцевина;
1
— верхний бачок с патрубком; 2 — пароотводная трубка; 3 — заливная горловина с пробкой; 4 — сердцевина; 5 — нижний бачок; 6 — патрубок со сливным краником; 7 — трубки; 8 — поперечные пластины.
Слайд 14
Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы, у первых сердцевина образована несколькими
рядами латунных трубок 7, пропущенных через горизонтальные пластины 5, увеличивающие поверхность охлаждения и придающие радиатору жесткость. У вторых сердцевина состоит из одного ряда плоских латунных трубок, каждая из которых изготовлена из спаянных между собой по краям гофрированных пластин.
Слайд 15Схема работы парового и воздушного клапанов
а — путь пара; б —
путь воздуха;
1 — пароотводная трубка; 2 — паровой клапан; 3 — воздушный клапан.
Слайд 16Водяной насос
1 — вал с крыльчаткой;
2 — самоуплотняющийся сальник;
3 — корпус;
4
— шайба;
5 — пружина;
6 — резиновая манжета.
Центробежный водяной насос создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости; его крепят болтами через прокладку к верхней части блока цилиндров.
Слайд 17Вентилятор усиливает поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу вентилятора крепят на
валу водяного насоса. Они вместе приводятся во вращение от шкива коленчатого вала одним или двумя трапециевидными ремнями.
Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, что способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.
Слайд 18а — циркуляция охлаждающей жидкости по малому кругу; б — циркуляция
охлаждающей жидкости по большому кругу;
1 — корпус; 2 — шток с клапаном; 3 — гофрированный цилиндр.
Схема работы термостата
Слайд 19Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры
охлаждающей жидкости при движении автомобиля. Термостат двигателей 3M3-53 и ГАЗ-51 состоит из корпуса гофрированного цилиндра 3, заполненного легкокипящей жидкостью, и штока 2 с клапаном. В системе охлаждения двигателей ЗИЛ-130 и АЗЛК-412 устанавливают термостат несколько иной конструкции с поворачивающимся на оси клапаном, приводимым в действие штоком от баллона, заполненного церезином (горным воском), обладающим высоким коэффициентом объемного расширения.
Слайд 20При холодном двигателе клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость направляется через
канал к входному отверстию насоса, а через него в рубашку охлаждения, т. е. циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор. У двигателя ЗИЛ-130 при закрытом клапане термостата охлаждающая жидкость, нагнетаемая в рубашку насосом, перепускается через систему охлаждения воздушного компрессора.
Слайд 21Когда охлаждающая жидкость нагреется до 70 — 80 °С, клапан термостата
под действием паров жидкости, заполняющей его цилиндр 3, или вследствие расширения твердого наполнителя открывается и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, т. е. по большому кругу.
Слайд 22Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю температуры, датчик 9 (Схема системы
охлаждения двигателя ЗИЛ-130) которого ввернут в рубашку охлаждения блока цилиндров. При температуре в системе охлаждения выше 95 °С у двигателей 3M3-53, ЗМЗ-24 и АЗЛК-412 или 115 °С у двигателя ЗИЛ-130 на щитке загорается сигнальная лампа, включаемая датчиком, установленным в верхнем бачке радиатора.
Слайд 23У двигателей ЗИЛ-130 и 3M3-53 сливных краников по три: один под радиатором
и два на нижней части водяной рубашки обеих секций блока.
Слайд 24Охлаждающие жидкости.
Применение антифриза. При температуре воздуха ниже 0 °С в систему охлаждения
рекомендуется заливать антифриз — жидкость с низкой температурой замерзания (Эксплуатационные материалы).
Антифриз ядовит, поэтому обращаться с ним нужно осторожно. Так как коэффициент объемного расширения антифриза больше, чем у воды, им следует заполнять систему на 95% ее емкости. При наступлении теплого времени года антифриз надо слить, промыть и заполнить систему водой. Слитый антифриз хранят в хорошо закрытой посуде до следующей зимы.
Слайд 25Пусковой подогреватель, устанавливаемый на некоторых двигателях (ЗИЛ-130, 3M3-53), служит для их разогрева
перед пуском при низкой температуре воздуха.
Основные части подогревателя: котел с камерой сгорания и жаровой трубой, топливный бачок, регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном и пульт управления. Полость котла вокруг жаровой трубы заполнена охлаждающей жидкостью (вода или антифриз) и постоянно соединена патрубками и шлангами с рубашкой охлаждения двигателя.
Слайд 26При включении подогревателя в камеру сгорания поступает из бачка бензин, а
при помощи вентилятора, приводимого в действие электродвигателем, подается воздух. Образующаяся горючая смесь первоначально воспламеняется электрической свечой накаливания, которую, после того как горение станет устойчивым, выключают.
По мере нагревания плотность находящейся в котле жидкости уменьшается, и она поступает в рубашку охлаждения двигателя, подогревая цилиндры и впускной трубопровод, а выходящие из жаровой трубы газы направляются под нижнюю часть картера и разогревают находящееся в нем масло.