Внимание — это направленность психической деятельности на какой либо
предмет, ситуацию или социальные отношения. Внимание- основа
познавательной и учебной деятельности.
Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
Гиперактивность у детей проявляется
несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию
ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Ребенок гиперактивен, если он:
совершает суетливые движения руками и ногами;
часто вскакивает со своего места;
гиперподвижен в ситуациях, когда это
неприемлемо;
не может играть в "тихие" игры;
всегда находится в движении;
очень много говорит.
Импульсивность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без
достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или
в силу эмоциональных переживаний.
Нарушения, вызывающие СДВГ:
Недостаточное энергоснабжение мозга
Архаичность и незрелость связей в мозгу
Личностная зрелость ребёнка
Органические поражения мозга
Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции
Пренатальные и перинатальные факторы
Семейные факторы
Генетические причины
Пищевой фактор
Необходимо понять, что многие проявления плохого поведения обусловлены теми нарушенными биохимическими процессами, которые происходят у детей с СДВГ в мозгу.
Задержка эмоционального развития.
Несоответствие уровня интеллекта и уровня развития.
Особенности формирования системы интересов.
Раздражительность и эмоциональная лабильность.
Избыточное реагирование.
Страхи и тревожность.
Особое реагирование на отношения родителей.
Особое реагирование на отношение учителей.
Особая система поощрения и наказания.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным
и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить
в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно
наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе
хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы
помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей,
построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и
доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть
над этой игрой часами.
Занятие строится по чётко распланированному порядку.
Задания пишутся на доске.
Для каждого задания существуют временные рамки выполнения.
Большие задания дробятся на более чёткие и мелкие.
При выполнении задания следует ориентироваться на одну способность ребёнка
и тренировать только её. Например, только внимательность без усидчивости или только
усидчивость и спокойствие без сосредоточения его внимания на каком- либо задании.
Не следует подавлять физическую активность ребёнка, нужно её задействовать.
Например, просить ребёнка помогать учителю - раздавать тетрадки, поливать цветы,
писать на доске… но при этом не акцентировать внимания на аккуратности и
поощрять его, хвалить.
Необходимо помогать ребёнку переключать деятельность с одного вида на другой,
подготавливать его к смене заданий. Искать методы индивидуального мотивирования.
Система запретов обязательно должна сопровождаться альтернативными вариантами.
Импульсивность и агрессия могут снижаться от положительного эмоционального и
тактильного воздействия.
Домашняя среда
Устойчивость домашней среды. Большое свободное пространство. Отсутствие
перемещений предметов и мебели в квартире.
Организация рабочего места
Тихая и спокойная обстановка. Отсутствие внешних раздражителей, шумов.
Организация времени
Определённый последовательный режим дня.
Упорядоченность действий = привычка хорошего поведения.
Наиболее продуктивное время – начало дня и начало урока.
Интересное необычное оформление распорядка действий.
Например, в картинках.
Объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение.
За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка
определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.
Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны
быть четкими и краткими, не более 10 слов.
В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, на запомнит,
не будет ей следовать.
Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка
выслушивать до конца, неумение длительное
время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость.
Краткость инструкций
Системность подачи информации создает системно организованную память,
облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Такая подача
информации снижает нагрузку на внимание и систематизацию материала при
запоминании. Формулировки, иллюстрации, оформления не должны содержать
ничего лишнего и отвлекающего.
Алгоритмичная организация учебной деятельности
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть