Слайд 1Мальчики и девочки
Подготовила: студентка : Федянина А.
Слайд 2Роль взрослых в половой идентификации ребенка
Слайд 3Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе. Взрослые помогают
осознать ребенку и его собственную половую принадлежность.
К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
Взрослые начинают знакомить ребенка с его половой ролью в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой.
Слайд 4Мальчикам разрешают больше проявлений агрессивности, поощряют активность, инициативность, а от девочек
ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего происходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности.
Слайд 5Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное
наблюдение поведения мужчин и женщин, а также через искусство.
В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Нередко индивидуальные особенности человека ребенок принимает за признаки, присущие определенному полу.
Ребенок подражает ВСЕМУ: формам поведения, которые являются полезными для окружающих, стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и тд.). Ребенок хотя еще и не использует эти «символы мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.
Слайд 6Половая принадлежность и выбор игровой роли
Слайд 7 В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности
общения у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчика, а девочка – девочек. Развивается самосознание и как важная его составная часть осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины.
Психологами было выявлено, что дети группируются в игры по признаку пола. Не только коллективные, но и одиночные игры детей часто определяются полом ребенка. В игре проявляется эмоциональность ребенка и отрабатываются возможные для мужской и женской роли формы соответствующего поведения.
Слайд 8Половая принадлежность и выбор игрушки
Слайд 9 Игрушки выступают как опорный материал игры, помогающий развитию ее
сюжета, и на их выборе также сказывается половая принадлежность детей. Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки в сфере домашнего быта.
Слайд 11 К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость половой принадлежности
и начинает соответственно строить свое поведение. В это время у детей возникают своеобразные отношения к некоторым детям другого пола. Эти отношения с самого начала индивидуализированы. Так, мальчик может испытывать живую и трепетную радость при виде ровесницы или более взрослой девочки, его могут волновать мечты об этой девочке.
Слайд 12 Взрослые должны уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь
взрослый не должен позволять себе иронии или снисходительного высокомерия. При этом не следует и подогревать детскую влюбленность, а, наоборот, нужно стараться переключить ребенка на что-либо другое, что может захватить его чувства и воображение с новой силой.
Слайд 14 Образ тела возникает у ребенка в связи с его
общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться изучением телесной организации людей и своей собственной. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты - мальчик» или «Ты - девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок непосредствен в любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми. Чувства неловкости, стыдливости – результат воспитательного воздействия цивилизации.
Слайд 15Сексуальное воспитание в дошкольном детстве
Слайд 16Отношение к обнаженному человеческому телу – результат влияния тех стереотипов поведения,
которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении.
При грамотном нравственном и умном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям и отношениям полов. Ребенок может задавать родителям и воспитателям вопросы о различии полов, происхождении детей и т.д.
Поэтому полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей. Взрослый должен серьезно относиться к этой проблеме как проблеме нравственного воспитания личности.
Слайд 17С ребенком следует говорить правдиво, без стыда, но это не значит,
что ему нужно тут же выложить весь запас сведений, которыми обладает взрослый.
У ребенка постепенно появляется чувство неловкости при обнажении перед другими людьми.
Эту естественную потребность в защите своего тела от посторонних глаз взрослый должен уважать и по возможности щадить стыдливость ребенка.