Слайд 1Роль сказки
в экологическом
воспитании
ребенка
Паненкова
Марина
Николаевна,
учитель
начальных
классов
Бурейский
район,
МОБУ
Новобурейская
СОШ № 3
Слайд 2Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом,
но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы,
о животных растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры, сказки дают необходимые детям знания. Не всегда есть возможность понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому детскому воображению и через экологические сказки удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны
Слайд 4 Задачи:
воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
развивать
познавательный интерес к миру природы;
развивать чувство эмпатии к объектам природы;
прививать детям экологическую культуру поведения;
формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Слайд 5 С помощью сказки можно дать определенные знания детям
Слайд 7Б. Заходер
В. Сладков
В. Бианки
Слайд 8 Детям можно предложить представить, что они превратились
в
деревья, камни, капельки воды,
животных, попросить рассказать,
как они чувствуют себя в том или ином образе,
в той или иной ситуации,
о чем могли бы попросить людей.
Интересен такой прием, как написание писем,
телеграмм к животным нашей планеты.
Ребенок, написавший слова «дорогой ежик»,
«дорогой червячок», станет
бережнее относиться к миру животных.
Слайд 9Приемы работы со сказками:
«Перевирание сказок»;
«Салат из сказок»;
«Сказки без
окончания»;
«Что угрожает сказочным героям»;
«Сказки на изнанку»
Слайд 10 Алгоритм составления сказок
1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место
обозначается
каким-либо словом..
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:
боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:
хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно
разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют
свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они
умеют думать и чувствовать, как люди
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого
объекта.
8. Из выведенных правил составляется общее.
9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих
способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там -
то...», «Как кто - то учился мудрости»
Слайд 11 «Типовые приемы фантазирования». Сначала анализируем сказки, где они используются «Репка»,
«Дюймовочка», «По Щучьему велению», «Сказка о потерянном времени», «Путаница», затем придумываем ситуации на основе этих приемов
«Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства». Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на линейные, прогностические и собственно изобретательские. «Репка».
«Метод фокальных объектов» При этом методе мы совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом, в ней пуховая перина, прыгающая – потому что
подвешена на пружинах.
«Метод маленьких человечков.» В сказках этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние вещества и понять причины такого состояния.
Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. Метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз.
Слайд 12Ценность использования
сказок в экологическом воспитании заключается в формировании у детей
начальной школы четкой нравственной позиции восприятия природных и культурных объектов, что оказывает формирующее воздействие на развитие экологической воспитанности и целостности мировоззрения школьников.