Слайд 1Роль и место библиотеки в процессе модернизации образования
Подготовила
библиотекарь ГООШ І-ІІІ ступеней
№53
Тёркина Марина Николаевна
Горловка, 2016
Слайд 2
«Не бойтесь перемен, ведь единственное, что можно предсказать с
уверенностью – это то, что будущее непредсказуемо! Ваше будущее начинается здесь и сейчас».
Эжени Прайм
Слайд 3Модернизация
означает переход от традиционного общества к модерному, т.е. осуществление
изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.
Слайд 4 МОДЕРНИЗАЦИЯ предполагает пересмотр традиционных направлений деятельности школьной библиотеки. Школьная
библиотека, как и образование в целом, ориентирована на будущее, которое требует от человека, умения работать с большим потоком информации.
Слайд 5 Модернизация образования – это не революция. Ее
задача – изменить, усовершенствовать и обогатить, а не сломать и построить все заново. И школьная библиотека не может оставаться безучастной ко всему происходящему. Более того, библиотека, как информационный институт, должна стать ведущим участником масштабной акции по модернизации образования.
Слайд 6
« Библиотека сегодня - это место, где не
просто читают книги, а учатся представлять себя миру в Интернете и делиться с другими знаниями и идеями!»
Барбара Стриплинг
Слайд 7Происходит модернизация библиотеки
Включенность библиотеки и библиотекаря в совместную работу
с учителями за счет реализации совместных программ и проектов
Широкое использование деятельности с учащимися и учителями интернет-технологий.
Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с книгой и другими ресурсами
Организация и поддержка самостоятельных учебных исследований школьников. Участники образовательного процесса не только получают нужную информацию, но и создают ее сами
Слайд 8Инновационные модели библиотечно- информационного обслуживания
Библиотека-медиатека (библиотечный медиацентр).
Информационно-библиотечный центр
(ИБЦ, БИЦ).
Библиотека – исследовательско-просветительский центр с возможностями медиатеки
Библиотека – педагогическое подразделение школы.
Библиотека - центр взаимодействия семьи и школы.
Библиотека - центр семейного чтения
Слайд 9
Наличие в библиотеке фонда
медиаресурсов обязывает библиотекаря:
обладать ИКТ- компетенцией;
владеть приёмами ведения документации на электронных носителях;
владеть базовыми библиографическими знаниями.
Слайд 10
Интеграция цифровых и печатных средств информации, возможность дополнять собственные фонды
ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса
Возможность формирования и развития информационной грамотности и культуры учащихся в тесном сотрудничестве с учителями
Цифровое «равенство» как фактор воспитания
Роль библиотекаря возрастает до роли педагога информационной культуры
Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий, осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования
Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов , сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам.
Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях.
Слайд 11Задачи библиотеки
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой
и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации;
Обеспечение достоверной информацией, гарантирование быстрого доступа, извлечения и передачи информации;
Содействие непрерывному образованию путем обеспечения информационно-библиотечных ресурсов и создания атмосферы, необходимой для усвоения материала;
Слайд 12Задачи библиотеки
Участие в проведении занятий с использованием ресурсов Интернет, электронных версий
справочно-энциклопедических изданий, электронных пособий, баз данных и т.д.;
Предоставление учителям возможности использования информационных ресурсов библиотеки в урочной и внеурочной деятельности;
Вовлечение детей и подростков в мир чтения;
Повышение качества жизни посредством воспитания национального самосознания, толерантности, передачи и сообщения эстетического опыта, развития навыков восприятия искусства, стимулирования способностей к творчеству и развития гармоничных человеческих отношений.
Слайд 15Обучение в старших профильных классах
Во время обучения в
профильных классах, большое значение уделяется самостоятельной работе учеников, индивидуальной или групповой, разумно соединяются лучшие традиции библиотечного дела и информационно-коммуникативных технологий.
Слайд 17Подготовка учеников к олимпиадам
Рекомендация справочной литературы
Подготовка школьников к участию в
предметных олимпиадах, конкурсах
Формирование у учащихся навыков работы с научно-популярной литературой (при подготовке к МАНу, написанию рефератов, исследовательских работ, творческих проектов)
Слайд 18ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ПРОВОДЯТСЯ
ВИКТОРИНЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИННЫЕ С ПОКАЗОМ ПРЕЗЕНТАЦИЙ,
КОНКУРСЫ НА ЛУЧШУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ РЕКЛАМУ КНИГИ, БУКТРЕЙЛЕРЫ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
БРЕЙН-РИНГИ, ТОК-ШОУ
БЕСЕДЫ У КНИЖНОЙ ПОЛКИ С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ, СОЗДАННЫМИ ПЕДАГОГАМИ И ДЕТЬМИ
Слайд 19Электронные библиотеки
Среди современных библиотек все большую популярность приобретают электронные, где
информацию можно получить через глобальные компьютерные сети. Какими же будут библиотеки в будущем? Будут ли они исключительно виртуальными? Скорее всего, привычные книги и электронные издания будут дополнять друг друга.
Слайд 20Самая крупная электронная библиотека создана в Китае. В базу данных вошло
более 12 миллионов документов. Во всемирной паутине представлено до 80% китайской научной и художественной литературы, а также периодики.
Слайд 21СМАРТ-обучение
Прогресс покоряет все более новые вершины. Вот и нашим библиотекам пришла
пора становиться «умными», то есть автоматизировать процессы обслуживания посетителей.
Smart в переводе с английского означает умный.
Слайд 22Смарт-библиотека - мозг и динамический центр электронной среды школы ХХІ века.
Smart-библиотека
– это объединение библиотек, учителей, учеников и родителей для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, о совместном обучении. В свою очередь цель умного обучения заключается в том, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную среду. Именно такой подход позволит скопировать знания преподавателя и предоставить доступ к ним каждому желающему. Более того, это позволит расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей: Обучение станет доступным везде и всегда.
Слайд 23Современные зарубежные библиотеки
Здание публичной библиотеки в Канзасе одно из
самых особенных зданий в Америке . На фасаде библиотеки шириной 8 метров, высотой – 3 метра, уместились 22 самых популярных книги. Это основная достопримечательность города, привлекающая туристов.
Слайд 24Архитекторов и дизайнеров всегда привлекала идея создать необычный облик библиотеки
Слайд 25Областная научная библиотека г. Новосибирска, по замыслу авторов, будет напоминать футуристичную
стопку книг. Мысль, возможно, не самая оригинальная, но как же здорово выглядит!
Слайд 26Национальная библиотека в Минске, Беларусь.
Слайд 27 Современная библиотека под руководством грамотного специалиста, готового к переменам,
профессионально компетентного и мобильного, с принципиально новой политикой формирования фондов, надежной локальной сетью образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом модернизации образования.
Слайд 28 Спасибо за внимание!
Желаю успехов
в
работе!