Слайд 3Целью образовательной программы по предмету Речь и альтернативная коммуникация
является подготовка
к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
формирование умения слушать и понимать собеседника;
формирование умения выполнять несложные инструкции;
формирование умения отвечать на вопросы;
формирование правильной артикуляции и дикции;
формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
обучение умению делить слова на слоги
обучение правильной посадке при письме;
обучение правильному захвату карандаша;
обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Слайд 4Коррекционно – развивающие:
развитие речи;
развитие слухового и зрительного восприятия;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие зрительно-двигательной
координации;
развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
воспитывать интерес к процессу обучения;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Слайд 5
Особенности обучения
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся
3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
Слайд 6
Содержание программы
Раздел: «Коммуникация»
Использование в речи :
слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»;
слова
– прощания: «пока», «до свидания»;
слова – благодарность: «спасибо», «пожалуйста»;
слова: «да», «нет»;
«туалет», «мыть руки»;
«хорошо», «плохо»;
«мама», «папа», «бабушка»;
«я», «ты»;
«пить», «стоять»;
«стол», «стул».
Слайд 7Раздел «Чтение»: Начинается после раздела «Коммуникация»
1)Речевые и неречевые звуки
- Обучение имитации
звуков окружающей среды речевыми звуками. Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
- Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з –звенит комар, у – воет волк и т. п.).
- Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика.
- Упражнение в определении направления имитационных речевых звуков.
- Элементарная артикуляционная гимнастика.
- Упражнение в определении принадлежности имитационных речевых звуков конкретному человеку.
- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.
- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.
2)Буквы и звуки Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн
3)Слово (Выделение слова как единицы речи)
4)Предложение
- уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
-уметь составлять предложения по схеме УСТНО
5)Слог
Слайд 8Раздел: «Письмо»:
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук
Ориентировка на листе бумаги
Рисование
фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.
Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.
Рисование вертикальных линий.
Рисование горизонтальных линий.
Начертание отдельных букв и слогов.