Слайд 1Ресурсы образовательного учреждения и их использование.
Слайд 2К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:
Инженерно–педагогический, административный и
вспомогательный персонал (человеческие ресурсы) Их можно определить, как запасы творческой энергии личности.
Слайд 3Учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение,
учебные и наглядные пособия и т.д.). Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать.
Слайд 4Финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.).
Слайд 5Информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов
образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии) Информационные ресурсы – совокупность данных и знаний. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией.
Слайд 6Правовое обеспечение. Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс.
Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, исполняемость – являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования. Ключевыми для эффективного управления образовательной организацией является Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенция о защите прав ребенка, на основе которых разрабатываются Устав ОО, инструкции по функционированию ОО, воспитательные и образовательные проекты по принципу гуманизма и демократии в образовании.
Слайд 7Ресурсы времени. Время – это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы.
Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.
Слайд 8Таким образом, организационные ресурсы – ресурсы организации дают представление о средствах
организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, которая задействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходы на организационную деятельность. Высокая результативность функционирования организации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижении затрат на получение требуемых результатов.
Слайд 9Ресурсы любой образовательной организации по отношению к внешней среде можно подразделить:
Явные
(хорошая репутация, давняя история, традиция);
Неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).
Слайд 10Соотносительность и пропорциональность образовательных ресурсов, вытекающие принципы
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой ресурс,
как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала.
Слайд 11Экономические ресурсы подвижны, так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны,
между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих близка к нулю (землю, помещения, здания трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Наиболее мобильны – капитал (особенно денежный) и знания. Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство – взаимозаменяемость (альтернативность).
Слайд 12Принцип планирования. Каждая организация должна планировать использование своих ресурсов, свою деятельность
и развитие. Деятельность без плана бессмысленна. Планирование бывает трехступенчатым:
стратегическое, или перспективное (на 3–5 и более лет);
тактическое, или текущее (на 1–2 года);
оперативное (на квартал, месяц, неделю, день).
Из закона композиции и пропорциональности вытекает ряд принципов: планирования, координации, согласования, полноты.
Слайд 13Принцип координирования. Каждая организация должна постоянно координировать работу своих ресурсов и
вносить необходимые коррективы в набор и порядок их работы.
Принцип согласования. Ресурсы организации должны подходить друг другу и работать согласованно. Совместная работа ресурсов должна приводить к эффекту синергии или эмерджентности.
Принцип полноты. Любая организация должна выполнять полный набор возложенных на неё функций, независимо от наличия и состояния ресурсов.
Слайд 14Факторы эффективного управления ресурсами образовательной организации
Главный ресурс для эффективного образования –
педагогические кадры. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования их работы (не только материальная), условия труда престижность, конкурентоспособность, желание к самореализации. Факторы, определяющие эффективность качества образования:
качество обучения программ, методик, средств обучения;
структура образовательной организации;
модели образования в организации;
наличие механизма саморазвития;
научная база;
методы и квалифицированные специалисты по управлению.
Слайд 15Для практической реализации эффективного использования ресурсов образовательной организации необходимо учитывать ряд
факторов:
Регламентация деятельности (установление однозначных правил поведения в рамках образовательной деятельности). Для педагогического персонала это, прежде всего технологии реализации образовательных программ.
Правила (способ регламентации; официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения, стандарты деятельности, соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается).
Слайд 16Субъекты педагогической деятельности – педагогические работники, родители, опекуны и лица их
замещающие, выполняющие воспитательные и образовательные функции.
Учебные программы – официально утвержденные документы, отражающие содержание и уровень развития компетенций и реализуемые в образовательных организациях различных типов.
Традиции – неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, следование которым контролируется сотрудниками организации, а их нарушение порицается.
Слайд 17Организация процессов деятельности – это части деятельности, в ходе которой субъекты
организуют образовательный процесс, используя ресурсы.
Технологическая инструкция для технического персонала – инструкция, устанавливающая требования к выполнению организационных процедур.
Синергизм – означает придание деятельности всех членов единой направленности, стремление к общей цели и эффективное использование суммарного потенциала организации.
Ресурсы в любой образовательной организации тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Слайд 18Ресурсы:
Беляков. Лекции по экономике образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от
31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.kum-school12.ru/foto/9999/baza_mat-tekh.jpg