Слайд 1Мастер-класс
«
«
. Николаевск-на-Амуре, 2017г.
«Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда»
КГБ
ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Слайд 3Не планируй неудачу
Не планируй неудачу – жизнь помчится кувырком!
Ты поставь себе
задачу меньше думать о плохом!
Наши мысли материальны – не надумывай беду!
Слово каждое реально – что ж ты мелешь ерунду!
Сколько раз ты, между прочим, говорил: «Я так и знал!»?
Значит думал и порочил, яму сам себе копал?
Сколько раз судьбу-злодейку проклял ты и укорил,
А потом искал лазейку в том, что сам наговорил?
Тонкий мир – он где-то рядом, в нём и мысли и слова
Расцветают пышным садом, прут, как сорная трава!
Тары-бары, разговоры, то да сё – словесный хлам!
После лезешь на заборы, что себе настроил сам!
Лучше думай о хорошем. Не скули! Не злись! Не ной!
Не трясись над каждым грошлым! Отвлекись! Не можешь? Пой!
Пой о радости и счастье, да о жизни без разлук!
Сам заметишь, что ненастье как-то отступило вдруг.
Как-то чище рядом стало, что-то меньше не везёт,
Смотришь: времечко настало и душа сама поёт!
Мыслями не вьёшь веревки, не болтаешь языком,
Жизнь идёт легко и ловко, а не мчится кувырком!
Так, мудрея понемножку, легче, радостней живёшь –
Это ты мостишь дорожку, по которой сам идёшь!
Слайд 4
Цель:
- представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических
действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
- повышение мотивации преподавателей и мастеров п/о в овладении рефлексивной деятельности обучающихся.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами рефлексии;
- раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии;
- систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии
Ожидаемый результат: модель занятия (или отдельного фрагмента), которую разработал участник мастер-класса с целью применения этой модели в практике собственной деятельности
Слайд 5Ход мероприятия
Моя цель: повысить мотивацию преподавателей и мастеров производственного обучения к овладению
рефлексивной деятельностью обучающихся.
Слайд 6 Тема мастер-класса «Роль рефлексии в организации и привитии навыков
учебного труда»
Таблица для слушателей.
Слайд 7 Что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Слайд 8 Исходя из целей, выделяют следующие виды
рефлексии:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния;
-рефлексия деятельности;
-рефлексия содержания учебного материала.
рефлексия деятельности
рефлексия содержания
рефлексия настроения
Фронтальная форма
Индивидуальная форма
Групповая форма
Слайд 9Основные функции рефлексии.
Рефлексия позволяет приучить обучающегося к самоконтролю, самооценке, саморегулированию
и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
В структуре интерактивного урока этап подведения итогов и рефлексии занимает 25% времени, то есть 10-12 минут (по Е. Пометун). Однако, в условиях современного урока, 45 минут, целесообразно применение таких приемов рефлексии, которые занимают не более 5-7 минут времени на уроке.
Слайд 10 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Слайд 12Рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 13 Рефлексия «Смайлики».
«Наряди ёлочку»
Слайд 15Рефлексия «Букет настроения».
Рефлексия «Поляна».
Слайд 16Устного опроса":
«Я узнал(а) много нового»;
«Мне это пригодится в жизни»;
«На уроке было
над чем подумать»;
«На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
«На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».
Преподаватель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.
Слайд 17 Рефлексия в конце урока …
«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним
предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 18«Анкета»
1. Я считаю, что занятие было
интересным ___________________ скучным.
2.Я научился
многому _______________________ малому.
3.
Я думаю, что слушал других
внимательно __________________ невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто _________________________ редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________ не доволен
Слайд 19Рефлексия "Благодарю…" или "Вам письмо"
Слайд 20Рефлексия "Лестница успеха"
Рефлексия"Оцени свою работу"
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь
кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Слайд 21Рефлексия «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
Рефлексия
"Дерево достижений"
Слайд 22Пометки на полях– обозначение с помощью знаков на полях возле текста
или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Синквейн (пятистишия).
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы);
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 25 РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
1.Нарисуй своё настроение.
(В правом нижнем углу)
2.Возьмите листочек с таблицей-фиксацией, если есть чем дополнить, заполните 3 и 4 столбики. Кто может зачитать данные своей таблицы?
(время – 1 минута)
3.Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю вам еще одну рефлексивную технику «синквейн» к слову Рефлексия
(время – 3 минуты)
Зачитайте, что у вас получилось.
Пока преподаватель или мастер п/о задаёт себе вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и преподавателя.
Слайд 26 Пока преподаватель или мастер п/о задаёт себе вопросы, он развивается. Как
только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и преподавателя, мастера производственного обучения.
Слайд 27Литература
1. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н.
Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - с. 31-40.
2. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - 384 с.
3. Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М.: Наука, 1978. - 382 с.
4. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий. - М.: 1975.