Слайд 1Технологии развивающего обучения
Подготовила: Крехова А.А.
Слайд 2
«Ничего так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к
одной цели».
Фридрих Шиллер
«Важнейшим фактором любого дела является вера в успех. Без неё успех невозможен».
Уильям Джемс
Слайд 3Обзор понятий
Образовательные технологии — система деятельности педагога и учащегося, основанная на
определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов обучения.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – С.174
Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – С.191
Педагогическая (образовательная) технология — система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко)
Слайд 5Педагогические технологии как инновационное направление в развитии современной дидактики
Причины выбора:
легко вписываются
в учебный процесс
способствуют достижению образовательных целей
обеспечивают внедрение основных педагогических стратегий
обеспечивают интеллектуальное развитие детей
обеспечивают доброжелательность
привлекают внимание к индивидуальности человека
ориентация на развитие творческой деятельности
Слайд 6Методы
Метод (от др.-греч. μέθοδος — путь) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо
предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Слайд 7Однозначное и строгое
определение целей обучения
Почему и для чего?
Отбор и структура
содержания
Что?
Оптимальная организация учебного процесса
Как?
Методы, приемы, средства
обучения
С помощью чего?
Уровень квалификации учителя
Кто?
Объективные уровни оценки результатов
Так ли это?
Критерии ПТ
Слайд 8
Признаки образовательной технологии
1
2
Результативность
3
Экономичность
4
Алгоритмируемость
5
Проектируемость
6
Целостность
7
Управляемость
8
Корректируемость
9
Визуализация
Воспроизводимость
Целеполагание
Слайд 9Содержание критерия
При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели:
использование
ИКТ в процессе обучения предмету;
использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе;
разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов;
результативность использования современных образовательных технологий.
Подтверждение
Показатели по данному критерию подтверждаются открытыми учебными занятиями, формами фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в т.ч. в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирования и др.), научно-методическими публикациями, диссертационным исследованием.
Критерий «владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности»
Слайд 10Содержание критерия
При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели:
использование
ИКТ в процессе обучения предмету;
использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе;
разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов;
результативность использования современных образовательных технологий.
Подтверждение
Показатели по данному критерию подтверждаются открытыми учебными занятиями, формами фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в т.ч. в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирования и др.), научно-методическими публикациями, диссертационным исследованием.
Критерий «владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности»
Слайд 11Принципы отбора педагогических технологий
Природосообразность
Соответствие половозрастным особенностям обучающихся
Деятельностный подход
Сообразность индивидуализации (как обучающихся
так и педагога)
Высокая эффективность технологий в педагогической практике
Соответствие технологий поставленным целям и задачам обучения, воспитания и развития
Систематичность использования
Культуросообразность (соответствие ПТ другим средствам)
Доступность
Осознание педагогом критериев эффективности ПТ
Развивающий характер для обучающихся
Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения,
Минск: «ТетраСистемс», 2011. – С. 23
Слайд 12как выбрать из многообразия технологий ту, которая соответствует намеченным целям?
как
выбрать из многообразия технологий ту, которая соответствует возрастным особенностям учащихся?
как овладеть данной технологией?
как оценить результативность ее применения, способствует ли она достижению образовательных результатов у учащихся?
Проблемы педагога
Слайд 13Педагогическая технология
- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная
на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
Слайд 14Классификация педагогических технологий
1. Технологии развивающего обучения:
- система развивающего обучения Л.В.
Занкова;
- система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова;
- технология диагностического прямого развивающего обучения;
- система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств;
- личностно-ориентированное развивающее обучение;
- технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского-Г.К. Селевко.
Слайд 15Классификация педагогических технологий
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся (активные методы обучения):
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные;
- интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации;
- технологии формирования субъектной активности.
Слайд 16Классификация педагогических технологий
3. Альтернативные технологии:
- технология продуктивного образования;
- технология мастерских;
- технология
эвристического образования;
- технология обучения детей с признаки одаренности;
- технология саморазвития (М. Монтессори);
- технология Дальтон-план.
Слайд 17Классификация педагогических технологий
4. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования
образовательного процесса:
- укрупнение дидактических единиц;
- технологии модульного обучения;
- технологии интеграции;
- концепция гражданского образования.
Слайд 18Метод – это признак учебного процесса, определяемый уровнем самостоятельности ученика (или
уровнем открытости элементов процесса обучения для ученика).
Слайд 19Современные подходы и педагогические концепции
1. Общие черты:
- культурологическая направленность;
- личностно-деятельностная направленность;
-
комплексность целей;
- стремление к системности и адекватности средств целям образовательного процесса.
Слайд 20Современные подходы и педагогические концепции
2. Различия:
- системообразующая философская идея (методология);
- принципы,
определяющие образовательный процесс;
система средств обучения и контроля в соответствии с методологией, принципами и целями:
- ранжирование целей образовательного процесса.
Слайд 21Целеполагание
Четкость постановки цели и задач урока.
Взаимодействие учителя с учащимися на
этапе постановки цели и задач, готовность детей к обсуждению и принятию задач урока (обсуждение или декларация?).
Эффективность контроля деятельности учащихся.
Слайд 22Мотивация
Создание заинтересованности в изучении темы урока.
Удовлетворение потребностей и учет индивидуальных
способностей школьников
Создание психологической атмосферы урока.
Слайд 23
Образовательные технологи – необходимый инструментарий школьного преподавателя. В них заложен огромный
потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования: подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Слайд 24Отличительные черты образовательных технологий
изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса;
смена
приоритетов – от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявлению субъектных свойств в различных видах деятельности.
Слайд 25Что такое «технология»?
Технология – от греческого:
techne – искусство, мастерство;
logos – учение.
Слайд 26
Технология – совокупность методов обработки, изготовления. Изменения состояния, свойств, формы,
сырья, материала или полуфабриката, осуществляемые в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Энциклопедический словарь.
Слайд 27
Почему образовательная практика нуждается в новых технологиях?
Слайд 28Тенденции
Первая тенденция – глобализация.
Вторая тенденция –
открытость.
Третья тенденция – неопределенность.
Слайд 29Применение технологий может достичь следующих результатов
Повысить качество образовательного процесса.
Оптимизировать расходы на
обеспечение образовательного процесса.
Повысить уровень общей культуры молодого поколения в работе с информацией, техникой, людьми.
Слайд 30Социальные предпосылки появления технологий
Усложнение социального заказа образовательным учреждениям.
Утверждение гуманистического приоритета в
образовательных целях.
Гуманитаризация образовательной среды.
Слайд 31Метод
Путь исследования или познания.
Совокупность приемов или операций практического или теоретического
освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Слайд 32Методика
Выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности учителя. Методика описывается
без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с её помощью.
Слайд 33Точки зрения в понимании технологии
Процедурное воплощение компонентов организуемого педагогического процесса в
виде системы действий.
Цикл или алгоритм действий субъекта образовательного процесса.
Возможность построения педагогической системы на основе определённого набора приёмов.
Способ реализации конкретного процесса в образовательной практике путём расчленения его на систему процедур и операций и др.
Слайд 34Технология -
Под «технологией» имеет смысл понимать поэтапную реализацию того или иного
метода или принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологи его реализации.
(БСЭ)
Слайд 35Требования к технологии
(по Г.К. Селевко)
Концептуальность.
Системность.
Управляемость.
Воспроизведение.
Действенность.
Слайд 36Метод, методика, технология обладают свойством системности
Метод раскрывает структурный аспект всех действий.
Методика
реализуется в помощью системы методов и приёмов.
Технология обладает системой предписаний, ведущих к цели
Слайд 37Основные функции технологического подхода
гностическая;
концептуальная;
конструктивная;
прогностическая.
Слайд 38Технология обучения
«Технология обучения – это системный метод создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технологических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию форм и способов организации учебного процесса».
ЮНЕСКО, 1986 год.
Слайд 39М.В.Кларин
Технологический подход к обучению реализуется через конструирование учебного процесса с опорой
на заданные исходные установки: социальный заказ, образовательные ориентиры и содержание образования.
Слайд 40Технология обучения
Область прикладной дидактики. Предмет технологии обучения – конструирование процесса обучения
на уровне содержания, форм взаимодействия участников процесса учебного процесса с содержанием и между собой.
Слайд 41Г.К.Селевко рассматривает технологию обучения в 3-х аспектах
Научный аспект.
Процессуально-описательный аспект.
Процессуально-действенный аспект.
Слайд 42Образовательная технология
Вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может быть
сделан на дисциплинарном образе определенной отрасли знаний, организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия.
Слайд 43Аспекты образовательной технологии
Эмпирический аспект.
Теоретический аспект.
Единство теоретического и практического аспекта.
Нормативный аспект.
Слайд 44По новизне
Традиционные и инновационные технологии.
Интерактивные технологии.
Информационные технологии.
Коммуникативные технологии.
Новые гуманитарные технологии.
Слайд 45По структуре
Диагностики.
Целеполагания.
Управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска
учебной информации.
Организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов.
Контроля качества.
Слайд 46Формы организации
Чтение лекций.
Проведение практических занятий.
Организация самостоятельной деятельности.
Слайд 47Виды и формы деятельности педагога
Задачная.
Игровая.
Проектирование.
Тестирование.
Общение учителя с учащимися.
Организация групповой работы.
Организация самостоятельной
учебно-познавательной деятельности.
Слайд 48Методы и принципы организации обучения
Проблемные.
Модульные.
Дистанционные.
Развивающие.
Объяснительно-иллюстративные.
Программированные.
Слайд 49Профессионально-личностный рост субъектов
Развития критического и диагностического мышления.
Развития профессионально необходимых качеств.
Развития интеллекта
и креативности и пр.
Слайд 50По критерию «парадигма образования»
Знаниевая.
Информационная.
Деятельностная.
Культурологическая.
Личностно-ориентированная.
Проектная.