Презентация, доклад на тему Развитие универсальных возрастных особенностей

Содержание

социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 1"Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников"

МБОУ «Мгинская

СОШ»
Мухина Марина Юрьевна,
учитель начальных классов

Слайд 2социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или

деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия обеспечивают:

социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в

Слайд 3К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,

Слайд 4 Каковы же конкретные возрастные особенности

развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?

К концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений)

Каковы же конкретные возрастные особенности       развития перечисленных компетенций

Слайд 5Важной характеристикой коммуникативной готовности 6—7летних детей к школьному обучению
Считается появление

произвольных форм общения со взрослыми — это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе .

Важной характеристикой коммуникативной готовности 6—7летних детей к школьному обучению Считается появление произвольных форм общения со взрослыми —

Слайд 7Коммуникация как взаимодействие
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции

собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Коммуникация как взаимодействие   Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный

Слайд 8 К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника

(или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер:

дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.
Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника  (или партнера по деятельности),

Слайд 9Коммуникация как кооперация:
согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению

совместной деятельности,

ориентация на партнера
по деятельности.
Коммуникация как кооперация:согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, ориентация на партнера

Слайд 10Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:
умение

договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
осуществлять взаимный контроль и
взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:умение договариваться, находить общее решение практической задачи

Слайд 11В число основных составляющих организации совместного действия входят: 
1. Распределение начальных действий

и операций, заданное предметным условием совместной работы.
2. Обмен способами действия.
3. Взаимопонимание.
4.Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
5. Планирование общих способов работы.
6.Рефлексия (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).

В число основных составляющих организации совместного действия входят: 1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной

Слайд 12Коммуникация как условие интериоризации- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим

людям и становления рефлексии:

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
владение планирующей и регулирующей функциями речи;
умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

Коммуникация как условие интериоризации- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии:умение строить понятные

Слайд 13Эгоцентричный тип
Характерен недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой

степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения в различных формах. Таких учащихся отличает низкий уровень успешности в общении при недостаточной популярности в группе сверстников. Учащиеся этой группы испытывают наибольшие трудности в развитии коммуникативных умений, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группе (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении).
Эгоцентричный типХарактерен недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются

Слайд 14Дружелюбный тип

отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к

одноклассникам. Следствием этого также является высокий уровень показателей дружелюбия, положительного социометрического статуса в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, высокий уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. У детей дружелюбного типа имеются индивидуальные барьеры общения, которые также влияют на развитие отдельных коммуникативных умений и могут стать предметом воспитательной работы с ними.

Дружелюбный типотличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. Следствием этого также является высокий

Слайд 15Неуверенный тип
средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений

при негативной Я-концепции и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Эти учащиеся испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении).

Неуверенный типсредний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений при негативной Я-концепции и крайне недоверчивом,

Слайд 16Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД :
организация взаимной проверки заданий,

взаимные задания групп,
учебный конфликт,
обсуждение участниками способов своего действия,
проектные задания,
специальные тренинговые занятия по развитию
коммуникативных навыков под руководством
школьного психолога.
Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД :организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение

Слайд 17Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:
нельзя принуждать детей к

групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;
не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться
с выкрикиванием и т. п.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие

Слайд 18Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными

только в случае:

создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности;
необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае:создания благоприятной общей атмосферы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть