Слайд 1
Развитие произвольности у дошкольников посредством песка
Педагог –психолог Секания И.Н.
Слайд 2Игры с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка
форма деятельности, благодаря которой происходит его развитие во всех аспектах.
Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Слайд 3Использование игр с песком способствует:
- развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память,
образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- раскрытию уникальных способностей и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
- формированию коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движения, пластику.
-равноценному развитию и работе левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизации психоэмоционального состояния, релаксации и медитации, снятию эмоционального напряжения
Слайд 4Основными принципами организации игр на песке являются:
1. Создание стимулирующей
среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.
2. Для занятий с детьми следует подбирать задания и игры в сказочной форме При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход .
Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Слайд 5Этапы организации игрового процесса.
3накомства детей с песком, с тактильными ощущениями,
появляющимися от взаимодействия с песком.
Второй этап - демонстрация коллекции фигурок.
Третий этап- знакомство с правилами игр на песке.
Научить ребенка различным манипуляциям с песком. Например, ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении
Помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Таким образом, педагог естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.
Слайд 6Дополнительно можно рисовать на песке. Детям не страшно ошибиться, это не
бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. Дети на песке пишут с удовольствием.
Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно .
Слайд 7Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Часто
словами ребёнок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное, он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребёнка (тогда как глубинный смысл проигранного на песке им может не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!
Слайд 8Резюмируя выше изложенное можно отметить ,что основная роль игр с песком
в эмоциональном и произвольном развитии дошкольников заключается в следующем:
- помощь каждому ребенку в выражении состояние внутреннего «Я» через игры, усилении его чувств принятия и успешности;
способствование возникновению и поддержанию положительных эмоций у ребенка, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
удовлетворение потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечение свободы выражений своих чувств;
осуществление психолого-педагогической коррекции поведения «особых» детей;