Презентация, доклад на тему Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами культурно - досуговой деятельности

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬСоциализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно

Слайд 1ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 39 «ПЕТУШОК» СТАРИЕНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА  ТЕМА: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Исследовательская работа.

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 39 «ПЕТУШОК»  СТАРИЕНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА   ТЕМА: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого

опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации детей является культурно-досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процессы социализации, инкультурации и самореализации личности.
Культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для усвоения социокультурного опыта человечества и развития личности.
Именно средства культурно-досуговой деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков детей.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы "Развитие коммуникативных навыков детей средствами культурно-досуговой деятельности" актуальной.

АКТУАЛЬНОСТЬСоциализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОБУСЛОВИЛИ ВЫБОР

ТЕМЫ И НАУЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование средств культурно-досуговой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности использования средств культурно-досуговой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что культурно-досуговая деятельность играет значительную роль в развитии коммуникативных навыков детей, так как именно в культурно-досуговой деятельности создаются условия, способствующие эффективному и свободному общению, в рамках которого развиваются коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе психолого – педагогической литературы уточнить понятие «коммуникативные навыки детей» и «средства культурно – досуговой деятельности».
2. Изучить и выявить наиболее эффективные методы и приемы активности детей в культурно-досуговой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить эффективность влияния средств культурно – досуговой деятельности на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.


АКТУАЛЬНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОБУСЛОВИЛИ ВЫБОР ТЕМЫ И НАУЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объект

Слайд 4Для проверки сформулированной гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие

методы:
1. Теоретические (изучение психолого – педагогической литературы по теме работы).
2. Эмпирические (беседа, методика Г.А. Урунтаевой, «Раскрась рукавички», «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», опросник Р.С.Немова, проведение мониторинга).
Объем и структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность, ставятся цели, задачи, материал и методы работы, а также данные о структуре, объеме работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и средствам культурно – досуговой деятельности.

Вторая глава посвящена исследовательской работе по выявлению влияния средств
культурно – досуговой деятельности на развитие коммуникативных навыков детей.
В заключении представлены выводы об эффективности проведённой работы по результатам итогового мониторинга.

Для проверки сформулированной гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:1. Теоретические (изучение психолого – педагогической

Слайд 5
На основе теоретического анализа проблемы мною было организовано и проведено

исследование, цель которого – выявить особенности использования средств культурно-досуговой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Глава II Методика и содержание работы по теме: Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами культурно – досуговой деятельности.
Характеристика группы детей. Первичный мониторинг коммуникативных навыков старших дошкольников.

Вся исследовательская работа проводилась мною с декабря 2014.г по май 2015.г на базе МБДОУ № 39 «Петушок» с. Чапланово Холмского района Сахалинской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы. Группа занимается по проекту основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, разработанной на основании Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) 2010 г.


Группу «Непоседы» посещает 15 детей, из которых 9 мальчиков и 6 девочек. В исследовании приняли участие все дети. Дети в основном эмоционально раскрепощены: легко идут на контакт с взрослыми, активны в играх со сверстниками, у них в достаточной степени сформированы навыки игрового взаимодействия, они способны самостоятельно занять себя в свободное время.

На основе теоретического анализа проблемы мною было организовано и проведено исследование, цель которого – выявить особенности

Слайд 6В ходе исследования решала следующие задачи:
1.Подобрать методики, направленные на мониторинг общения

со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
2.Организовать мониторинг на обследование детей по подобранным методикам.
3.Сравнить полученные в результате исследования данные.
4.Подвести итог по результатам, сделать выводы.
Для реализации задач исследования мною были использованы психолого-педагогические методы: беседа, методика Г.А. Урунтаевой «Раскрась рукавички», «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», опросник Р.С.Немова, проведение мониторинга.

На начальном этапе исследования (декабрь 2014 года) мною был проведён первичный мониторинг. В исследовательской работе я использовала беседу для выявления особенностей взаимоотношений детей в группе.
Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.
Детям были заданы следующие вопросы:
1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?
2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?
3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
Для получения объективных результатов и возможности их фиксации на диктофон беседу с детьми проводила индивидуально.

В ходе исследования решала следующие задачи:1.Подобрать методики, направленные на мониторинг общения со сверстниками у детей старшего дошкольного

Слайд 7МЕТОДИКА №1 «РАСКРАСЬ РУКАВИЧКИ». АВТОРОМ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ЯВЛЯЕТСЯ Г.А. УРУНТАЕВА. ЦЕЛЬ: ИЗУЧЕНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ. ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПО ОДНОЙ РАЗУКРАШЕННОЙ РУКАВИЧКЕ И ДАЕТСЯ ЗАДАНИЕ - НАРИСОВАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ РИСУНОК И РАСКРАСИТЬ НУЖНЫМИ ЦВЕТАМИ ДРУГУЮ РУКАВИЧКУ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПРЕДПОЛАГАЛО ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН КАРАНДАШАМИ И ПОЗВОЛИЛО ВЫЯВИТЬ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ДЕЙСТВИЯ ПАРТНЕРА, СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ. БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КРИТЕРИИ ДЕЙСТВИЙ: 1. ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ДЕЙСТВИЯМ СВЕРСТНИКА - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1-2 БАЛЛА). 2. БЕГЛАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, ВЗГЛЯДЫ В СТОРОНУ СВЕРСТНИКА - СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (3-4 БАЛЛА). 3. ПРИСТАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И АКТИВНОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ СВЕРСТНИКА – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (5-6 БАЛЛОВ). ПО ИТОГАМ ДАННОЙ МЕТОДИКИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В ХОДЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПРЕОБЛАДАЕТ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.



МЕТОДИКА №1 «РАСКРАСЬ РУКАВИЧКИ». АВТОРОМ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ЯВЛЯЕТСЯ Г.А. УРУНТАЕВА. ЦЕЛЬ: ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ.  ДЕТЯМ

Слайд 8ОПРОСНИК Р. С. НЕМОВА «КАКОВ РЕБЁНОК ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ?» ЭТА

МЕТОДИКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОПРОСНИК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА. В ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД Е.Н. КЛОЧКОВА; ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Т.П. АКИМОВА. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ДВУХ ПЕДАГОГОВ МНОЮ БЫЛ ВЫВЕДЕН СРЕДНИЙ БАЛЛ КАЧЕСТВ И ВИДОВ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ. ПРОВЕДЁН ПЕРВИЧНЫЙ МОНИТОРИНГ. ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЁННОГО МОНИТОРИНГА, БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 3 ЧЕЛОВЕКА – 20%; СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 8 ЧЕЛОВЕК – 53%; НИЗКИЙ УРОВЕНЬ- 4 ЧЕЛОВЕКА – 27 %. В ХОДЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА И ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ПЕДАГОГОМ НАХОДЯТСЯ НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ.
ОПРОСНИК Р. С. НЕМОВА «КАКОВ РЕБЁНОК ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ?» ЭТА МЕТОДИКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОПРОСНИК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ

Слайд 9Методы и приемы, применяемые в работе. Итоговый мониторинг.
С учётом данных проведённых

методик, беседы мониторинга, мной был составлен перспективный план работы в старшей группе в соответствии ФГОС ДО, в котором я уделила внимание средствам культурно – досуговой деятельности, направленным на развитие коммуникативных навыков детей.
В перспективный план вошло ряд мероприятий: тематические праздники, развлечения, театрализованные представления, русское народное творчество, изготовление подарков ко Дню защитника Отечества, к празднику 8 марта, утренники.
Использовала комплекс игр на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Иры были направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Перед новым учебным годом выявляла семьи, которые с удовольствием бы включились в совместную досуговую деятельность ДОУ. Затем проводила тематические беседы, консультации,  по формированию музыкальных, творческих интересов ребёнка в семье, об объёме коммуникативных навыков старшего дошкольника.
Давала рекомендации направленные на формирование коммуникативных навыков.По подготовке родителей к участию в различных мероприятиях. Так же мною был составлен перспективный план работы с родителями, в котором я уделила большое внимание культурно – досуговой деятельности направленной на совместное проведение мероприятий по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
После проведённой исследовательской работы выступила с данной темой на педагогическом совете, дала ряд рекомендаций для педагогов, направленных на формирование коммуникативных навыков.
 
Методы и приемы, применяемые в работе. Итоговый мониторинг.С учётом данных проведённых методик, беседы мониторинга, мной был составлен

Слайд 17По заключению исследования с целью выявления эффективности влияния средств культурно –

досуговой деятельности на развитие коммуникативных навыков воспитанников старшей группы, мною был проведён итоговый мониторинг (май 2015года). Для получения наиболее достоверных данных я использовала те же методики, как и в первичном мониторинге.

Методика №1 «Раскрась рукавички». Автором данной методики является Г.А. Урунтаева.
По итогам данной методики были получены следующие результаты:
С высоким уровнем: 7 человек – 46%;
Со средним уровнем: 8 детей – 54%;
С низким уровнем: 0 детей
В ходе полученных данных можно сделать вывод, что в старшей группе уровень развития коммуникативных навыков стал более высоким, дети с низким уровнем отсутствуют.



По заключению исследования с целью выявления эффективности влияния средств культурно – досуговой деятельности на развитие коммуникативных навыков

Слайд 18Опросник Р. С. Немова «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
В

итоговой экспертной оценке приняли участие: Учитель – логопед Е.Н. Клочкова; воспитатель старшей группы Т.П. Акимова.
По результатам опроса двух педагогов мною был выведен средний балл качеств и видов отношений старших дошкольников со сверстниками. Проведён итоговый мониторинг.
По итогам проведённого мониторинга, были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 4 человека – 27%;
Средний уровень – 11 человек – 73%;
Низкий уровень- 0
В ходе полученных данных можно сделать вывод, что в старшей группе коммуникативные качества и отношение детей со сверстниками и педагогом повысились, дети с низким уровнем отсутствуют.



Опросник Р. С. Немова «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»В итоговой экспертной оценке приняли участие: Учитель

Слайд 19Отразим полученные данные на начальном и итоговом этапах исследовательской работы.
Методика

№1 «Раскрась рукавички».

Таким образом, у 4 (27%) детей старшей группы на итоговом этапе исследования отмечается высокий уровень развития коммуникативных навыков, что на 7% больше чем на начальном этапе. У 8 дошкольников (54%) наблюдается средний уровень развития коммуникативных навыков, что на 14% меньше, чем на итоговом этапе, это связано с тем, что 5 детей (33%) с низким уровнем коммуникативных навыков перешли на средний уровень, а дети со средним уровнем, после проведения формирующего этапа поднялись до высокого уровня по результатам проведенных диагностик. С низким уровнем коммуникативных навыков не оказалось не одного ребенка.

Отразим полученные данные  на начальном и итоговом этапах исследовательской работы.Методика №1 «Раскрась рукавички».Таким образом, у 4

Слайд 20Опросник Р. С. Немова «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»


Таким

образом, у 4 (27%) детей старшей группы на итоговом этапе исследования отмечается высокий уровень развития коммуникативных качеств и видов отношений с людьми, что на 7% больше чем на начальном этапе. У 8 дошкольников (54%) наблюдается средний уровень развития коммуникативных навыков, что на 20% меньше, чем на итоговом этапе, это связано с тем, что 4 детей (27%) с низким уровнем коммуникативных навыков перешли на средний уровень, а 1 ребёнок со средним уровнем, после проведения формирующего этапа поднялся до высокого уровня по результатам проведенных диагностик. С низким уровнем коммуникативных качеств не оказалось не одного ребенка.
Опросник Р. С. Немова «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»Таким образом, у 4 (27%) детей старшей

Слайд 21Заключение
Исходя, из анализа полученных данных мною была отмечена положительная динамика в

развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами культурно – досуговой деятельности. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что культурно – досуговая деятельность благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников.

Исследование в целом показало, что применённые мною на формирующем этапе методы и приёмы работы по культурно – досуговой деятельности положительно влияют на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Выдвинутая мною гипотеза, что культурно - досуговая деятельность играет значительную роль в развитии коммуникативных навыков детей, так как именно в культурно-досуговой деятельности создаются условия, способствующие эффективному и свободному общению, в рамках которого развиваются коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

ЗаключениеИсходя, из анализа полученных данных мною была отмечена положительная динамика в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного

Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть